Ковалев, А. В. Краткая история образования и развития Кандалакшской таможенной заставы (1916-1926 гг.) и Кандалакшской таможни (1992-2001 гг.) / А. В. Ковалев. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2021. – 174 с. : цв. ил.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАНДАЛАКШСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗАСТАВЫ (1916-1926 гг.) И КАНДАЛАКШСКОЙ ТАМОЖНИ (1992-2001 гг.) Работа была очень сложная, интересная, дипломатичная и длительная. Обычно такая задача ставится руководством страны, с инициативой выступает руководство федерального округа, в крайнем случае области. В данном случае самым заинтересован­ ным лицом и инициатором в подготовке и реализации данного проекта выступила Кандалакшская таможня, которую поддержа­ ли наши финские партнеры и руководство Лапландии. В результате огромной проделанной работы сотрудников Кан­ далакшской таможни строительство объектов пункта пропуска и его финансирование было включено в проект ТАСИС «Програм­ ма пограничных переходов на границах между ЕС и СНГ». Об­ щая сумма финансирования составила 5,34 млн. евро. Дооснаще- ние пункта пропуска техническими средствами осуществляется за счет средств ГТК России. Кроме финансов, нужно было еще решить много-много во­ просов по согласованию данного проекта с государственны­ ми органами и службами: ФПС, Северо-Западное таможенное управление, администрацией губернатора и т.д. и т.п. Нам всегда и во всем помогали: начальники СЗТУ Владимир Александрович Шамахов и Владимир Исаевич Вьюнов; губернатор Мурманской области Юрий Алексеевич Евдокимов и его заместитель Николай Иванович Бережной (куратор данного проекта от Мурманской об­ ласти), глава Кандалакшского района Виктор Петрович Голубев. К сожалению далеко не всегда и везде мы находили понима­ ние. Кого-то пугало, что после реализации этого проекта значение Мурманска снизится и все товарные потоки пойдут через Канда­ лакшу. Кому-то эти деньги были нужны на строительство других переходов. Кто-то был не способен решить эти сложные задачи и самоустранялся, хорошо хотя бы не вставлял палки в колеса, хотя были и такие кто просто саботировал этот проект. Были и такие руководители, которые активно помогали. На­ пример, один из них сказал начальнику Кандалакшской таможни Александру Николаевичу Ногтеву и первому заместителю Кан­ 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz