Ковалев, А. В. Краткая история образования и развития Кандалакшской таможенной заставы (1916-1926 гг.) и Кандалакшской таможни (1992-2001 гг.) / А. В. Ковалев. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2021. – 174 с. : цв. ил.

ГЛАВА II АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ ГЛАВАII ОБРАЗОВАНИЕ КАНДАЛАКШСКОЙТАМОЖЕННОЙЗАСТАВЫ Следующие сведения относятся уже к началу XX века. Строи­ тельство железной дороги на Кольском полуострове оживило эко­ номическую жизнь края. Для оформления грузов прибывающих из-за границы встал вопрос о необходимости открытия таможни в порту Кандалакша. В начале 1916 года управляющий Архангель­ ской таможни для осмотра местности направил в село Кандалакша управляющего Ковдинской таможенной заставой надворного со­ ветника Константина Аверкиевича Дьяконова. После ознакомле­ ния с Кандалакшским портом и селом К.А. Дьяконов на имя управ­ ляющего Архангельской таможни направил подробный доклад. В своем докладе К.А. Дьяконов указал, что «Кандалакшский порт с проведением Мурманской железной дороги большого внимания не заслуживает, так как он хотя и находится в конце глубокой Канда­ лакшской губы Белого моря, но является лишь железнодорожной средней станцией между Мурманом и Сорокой. Предполагалось, что порт этот будет иметь значение хотя бы на время постройки дороги и для нужд военного времени, но и этого предположения, как оказалось, порт этот не оправдал. Предположение было тако­ во: приступить к постройке железной дороги первоначально от ст. Мурман до ст. Кандалакша и от ст. Сорока до Петрозаводска, дабы таким образом соединить железнодорожным путем, как можно скорее, с одной стороны Кольский залив с Кандалакшской губой, а 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz