Ковалев, А. В. Краткая история образования и развития Кандалакшской таможенной заставы (1916-1926 гг.) и Кандалакшской таможни (1992-2001 гг.) / А. В. Ковалев. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2021. – 174 с. : цв. ил.

ГЛАВАХ АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ ми. Кандалакшский порт, соединенный железнодорожным путем с незамерзающим Мурманским портом, давал возможность при­ бывшие из-за границы товары перевозить в течение зимы с помо­ щью ледоколов в Сороку (ныне Беломорск, железной дороги от Кандалакши до Сороки тогда еще не было) и, если возможно, в Архангельск. А оттуда - уже внутрь империи. Но предположение это не оправдалось. Кандалакшская губа замерзла в 1916 году, замерз и Сорокский залив, ледоколы сде­ лать ничего не смогли. Поэтому пришлось оставить эту мысль, и перевозку самых необходимых грузов из Кандалакши произво­ дить на лошадях и оленях до финских железнодорожных станций Рованиеми и Улеаборг (Оулу). К.А. Дьяконов сделал вывод, что если и была необходимость в таможенном надзоре в порту Кан­ далакша, то очень незначительная. Интересно, что в своем докладе К.А. Дьяконов дал описание села Кандалакша, какое оно было в 1916 году. На тот период в селе было 105 жилых построек и 192 нежилых, жителей мужско­ го и женского пола 549 человек, торговых помещений не было, за исключением двух-трех лавок. Железнодорожная линия Мур­ манской дороги от села находилась в нескольких километрах. До селения была проложена железнодорожная ветка, она шла прямо на пристань, к которой подходили пароходы с товарами. Около пристани на берегу находились складские помещения. Тем не менее во время командировки К.А. Дьяконов для тамо­ женных чиновников в селе Кандалакша нашел квартиры в трех домах в восемь комнат с отоплением с оплатой около 25 рублей за комнату, но без мебели и услуг. И не зря. В мае стало известно, что министр финансов признал необходимым учредить таможенную заставу в порту Кандалакша за счет упразднения таможенной за­ ставы в порту Сумы Архангельской губернии, и Кандалакшской заставе на время войны были предоставлены «права по приему и транзитной перевозке грузов до портов Кеми и Сороки под от­ ветственностью капитанов пароходов, а равно по досмотру всех 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz