Ковалев, А. В. Краткая история образования и развития Кандалакшской таможенной заставы (1916-1926 гг.) и Кандалакшской таможни (1992-2001 гг.) / А. В. Ковалев. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2021. – 174 с. : цв. ил.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАНДАЛАКШСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗАСТАВЫ (1916-1926 гг.) И КАНДАЛАКШСКОЙ ТАМОЖНИ (1992-2001 гг.) ревозить необходимый груз, оформлять документы, предъявлять их и, может быть, ждать непредвиденных сложностей... Человек в серой форме сегодня по должности своей призван наводить по­ рядок и бдительно выполнять обязанности, возложенные на него многочисленными инструкциями, распоряжениями, законом. Ко­ нечно, в его облике и поведении, как правило, мало общего с тем романтическим героем из кинобоевика «Белое солнце пустыни», что провозгласил главную идею родного ведомства: «За державу обидно». Заметим, ведомство это достаточно давнее, имеет свою историю, традиции. Сегодня мы знакомим читателей с работой Александра Ковалева, написанной на основе архивных материа­ лов. Автор - сам в недавнем прошлом работник таможни. Сегодняшняя публикация познакомит с историей первого та­ моженного поста, созданного в Кандалакше. Первые письменные упоминания о таможне в Кандалакше мы на­ ходим еще в начале XVIII века. Так в «Книге Кольского острога тамо­ женного десятинного и пошлинного збору надзирателя холмогорца Якова Жеребцова с товарищи 1719 году» есть записи о работе Кан­ далакшского волостного отделения Кольской таможни. Следующие сведения относятся уже к началу XX века. Строительство железной дороги на Кольском полуострове оживило экономическую жизнь края. Для оформления грузов, прибывающих из-за границы, встал вопрос о необходимости открыть таможню в порту Кандалакша. В начале 1916 года управляющий Архангельской таможней для осмотра местности направил в село Кандалакша управля­ ющего Ковдинской таможенной заставой надворного советни­ ка Константина Аверкиевича Дьяконова. После ознакомления с Кандалакшским портом и селом Дьяконов на имя управляющего Архангельской таможней направил подробный доклад. В своем докладе он указал, что при строительстве железной дороги Кан­ далакшскому порту отводилась важная роль. Сорокский и Кандалакшский порты предполагалось использо­ вать в зимнее время, когда горло Белого моря бывает забито льда­ 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz