Ковалев, А. В. Краткая история образования и развития Кандалакшской таможенной заставы (1916-1926 гг.) и Кандалакшской таможни (1992-2001 гг.) / А. В. Ковалев. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2021. – 174 с. : цв. ил.

ГЛАВАХ АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ Первое упоминание о деятельности Кандалакшской таможни встречается в книге кольского острога «Таможенного эффектив­ ного пошлинного сбору», датированной 1719 годом. Через Кан­ далакшу проезжали в Москву голландские, датские, английские купцы. В начале этого века со строительством железной дороги оживилась и экономика края, что вызвало создание в Кандалакше таможенного поста, контролирующего прохождение товара как по железной дороге, так и с моря. Первым управляющим, много сил вложившим в организацию таможенной службы Кандалак­ ши, был титулярный советник Николай Андреевич Ульянов. Таможенный пост в Кандалакше существовал и при Советской власти, но в 1926 году был упразднен - при сокращении торговли с иностранными государствами содержать его стало нецелесообразно. Сегодня, когда наши границы, можно сказать, открыты для всех государств, таможенная служба вновь необходима. Органи­ зованная в 1992 году, она взяла под контроль экспорт металла, железорудного и апатитового концентратов, выявление попыток контрабандного провоза товаров. Недавно открыт таможенный пост на автодороге Мур- манск-Санкт-Петербург. Это ворота в наш край для любого авто­ мобилиста. Создается морская таможня. Планируется открытие поста Салла на границе с Финляндией. Это позволит совместны­ ми усилиями стран Баренцева региона ускорить строительство дорог и открыть Баренц-коридор, который теснее свяжет Россию со всеми Скандинавскими странами.18 *** «Как Тит Фомин и Аапо Халло бизнес делали» Какие ассоциации возникают у нас при упоминании о тамож­ не? Наверное, не самые радостные, если хоть раз доводилось пе­ 18 Колычев. Н. Вновь таможне «дают добро» // Мурманский вестник. 1997. 5 авг. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz