Ковалев, А. В. Краткая история образования и развития Кандалакшской таможенной заставы (1916-1926 гг.) и Кандалакшской таможни (1992-2001 гг.) / А. В. Ковалев. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2021. – 174 с. : цв. ил.
ГЛАВАХ АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ *** «Пять лет и почти три века существует Кандалакшская таможня» Около пяти лет назад, 5 августа 1992 года, был подписан при каз Государственного таможенного комитета РФ о создании Кан далакшской таможни. Однако упоминание о деятельности Канда лакшского волостного отделения Кольской таможни встречается еще в «Книге Кольского острога таможенного десятинного и по шлинного збору...», датированной 1719 годом. Следующие сведения относятся уже к началу нашего века. Строительство железной дороги на Кольском полуострове ожи вило экономическую жизнь края. Встал вопрос о необходимости открытия таможни в порту Кандалакша для оформления грузов, прибывающих из-за границы. В начале 1916 года для осмотра местности в село Канда лакша прибыл управляющий Ковдинской таможенной заставы Дьяконов. Ознакомившись с местным портом и самим селом, он сделал подробный доклад на имя управляющего Архангель ской таможней, указав при этом, что строительство железной дороги имеет большое значение для Кандалакшского порта. А идея была такова: проложить пути от станции Мурман до станции Кандалакша и от станции Сорока (ныне Беломорск) до Петрозаводска - тем самым соединить Кольский залив с Кандалакшской губой, а Белое море и Сорокский залив - с Санкт-Петербургом. К тому же в своем докладе Дьяконов дал подробное описа ние самого села, где на тот период было 105 жилых построек и 192 - нежилых, а проживало 549 человек. Торговых помещений не было, за исключением двух-трех лавок. Железнодорожная ли ния Мурманской дороги проходила на несколько километров в стороне. А небольшая ветка шла через село прямо на пристань. Здесь же на берегу находились складские помещения. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz