Ковалев, А. В. Город Буй и его окрестности : краткая история образования и развития, 1536-1917. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 97,[2] с.: ил.

В 1900 году в городе было три церкви, три часовни, три винных лавки и винный погреб, острог для заключенных, об­ несенный высоким бревенчатым частоколом, двухэтажное каменное здание полицейского управления с камерами для заключенных. Из учебных заведений имелись четырехкласс­ ное городское начальное училище, трехклассная школа для мальчиков и девочек и церковноприходская школа за рекой Костромой3. В 1910 году в городе Буе было три церкви, одно город­ ское и одно ремесленное училища, две начальные шкслы, библиотека, больница, винокуренный завод, лесная пристань и три ярмарки. Бюджет города в 1910 году составлял 11447 рублей, в том числе на народное образование - 1469 рублей и медици­ ну - 514 рублей. Бюджет земства в этом же году составил 150375 рублей, в том числе на народное образование - 59633 рубля, медицину - 43703 рубля и на сельскохозяйст­ венные улучшения - 2503 рублей. В 1910 году в Буйском уезде насчитывалось 848 селений с 82600 жителями, два винокуренных, свечно-сальный заво­ ды, маслобойня и две сыроварни. В 1911 году в Буйском уезде действовали 62 начальных школы, из них 40 земских и 16 церковноприходских. Развитие промышленности и рост города начались в связи со строительством железной дороги Вологда - Вятка. Направление ее первоначально намечалось такое: Вологда - Солигалич - Чухлома - Кологрив - Котельнич - Вятка. Затем был предложен второй вариант трассы: Вологда - Буй - Галич - Котельнич - Вятка, т. е. несколько южнее. Между земскими и городскими управами, иначе говоря между дворянством и купечеством этих районов, завязалась борьба. Судьбу спора решил крупный помещик Сипягин, егермейстер царского двора, который был заинтересован в поставках своего леса на строительство дороги. Трассу ут­ вердили во втором варианте - через город Буй. Строительство началось в 1903 году. Сюда прибыли тамбовские землекопы, казанские татары и ачинские ссыль­ ные поселенцы. Полотно начали сооружать зимой. Железно­ 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz