Коткин, К. Я. О составе архива В. В. Чарнолуского в фондах Мурманского областного краеведческого музея // XI Масловские чтения, [Мурманск, 20-22 декабря 2012 г.] : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 29-36.

го оленя не тронь», «не убивай всех оленей, что видел», «да не прикоснет­ ся женщина к сырому мясу оленя». Законы Мяндаша показывают пример связи мифа и повседневности, проявляющейся в ежедневных практиках1. К фольклорным источникам саамов относится легенда (сага) «Об озере Нял» (другие варианты ее названия - «Братья», «Старый Нял»)2. Имеется три группы материалов архива, относящихся к данной легенде: это машинописный вариант текста с рукописными вклейками и два руко­ писных варианта. Они и предлагают, как характеризует его В.В. Чарнолу­ ский, «изложенный своими словами» текст. Позднее он был опубликован в книге «В краю летучего камня»3. Сюжет легенды описан еще у Н.Н. Харузина4. Она повествует о ра­ зорении чудью одного из саамских погостов. Данный источник относится к историческому эпосу древнего времени (по определению Н.Н. Харузи­ на)5. В.В. Чарнолуский определяет период точнее: IX-XVII вв. Это время «первого нагона», так называемой «подземной войны». Саамы делят свою историю на три периода, или «три нагона», которые отделяются набегами на земли саамов. Действие легенды в передаче Н.Н. Харузина происходит в районе р. Печенги. На приграничность территории указывают названия мест в ле­ генде, которую передает В.В. Чарнолуский (Пазрека - это место, где охо­ тятся старик Нял с сыновьями). Что касается отличия рукописных вариантов легенды в архиве В.В. Чарнолусского, то один - на девяти страницах - озаглавлен как «Ста­ рый Нял» и является частью (глава V) «Истории народа саами», над которой работал В.В. Чарнолуский6. Второй - «Братья (“Первый на­ гон”)» - выполнен на тридцати пяти листах. Основной текст вариантов, в целом, сходен. Оба варианта имеют вставки и исправления текста и нуме­ рации страниц, выполненные карандашом. На последней странице девяти­ страничного текста имеется дата «1936-1937 гг.», которая, вероятно, ука­ зывает на время написания текста сразу после полевых наблюдений. Написанным В. Чарнолуским литературным произведением, которое включает в себя архив, является «Сага о внуках бабушки Настай». В архи­ 1 МОМ Н В .-3570/82. 2 МОМ Н В .-3 570 /54 . 3 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня: Записки этнографа / Отв. ред., авт. по- слесл. и коммент. Т.В. Лукьянченко, Ю.Б. Симченко. - М., 1972. - С. 183-206. 4 Харузин Н.Н. Русские лопари: Очерки прошлого и современного быта. - М., 1890. - С. 366-368. 5 Там же. - С. 342. 6 Т.В. Лукьянченко упоминает об «Очерках по истории саамов», над которым работал В. Чарнолуский в 1950-1960-е гг. (Лукьянченко Т.В. В.В. Чарнолуский: певец земли саамской // Репрессированные этнографы / Сост. и отв. ред. Д.Д. Тумаркин. - М., 2003. - Вып. 2. - С. 137). Восстановление если не полного текста, то хотя бы струк­ туры и фрагментов этого произведения - одна возможных задач при работе с архивом. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz