Коткин, К. Я. О составе архива В. В. Чарнолуского в фондах Мурманского областного краеведческого музея // XI Масловские чтения, [Мурманск, 20-22 декабря 2012 г.] : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 29-36.

Группу письменных источников архива с точки зрения проблемати­ ки, которую они освещают, можно разделить на ряд тематических блоков. Разумеется, наиболее освещена архивными материалами тематика, связанная с саамами, а внутри саамской проблематики - тема оленеводст­ ва. Масти оленей, клеймение и состав стада, организация кочевого быта, выделка шкур, оленеводческий транспорт и организация оленеводческих хозяйств в поселениях на территории Кольского полуострова - это лишь некоторые вопросы, которые освещают документы1. Эта информация была обобщена В. Чарнолуским в ряде публикаций2. Верования и фольклор саамов - еще одна проблема, по которой име­ ется целый ряд источников архива. Одна из самых интересных тем, свя­ занных с верованиями саамов, - это миф о Мяндаше, человеке-олене, пра­ родителе саамов. В архиве имеется машинописные материалы с иллюстра­ циями, послужившие основаниями для публикаций о культе Мяндаша3. В связи с историей публикаций обращает на себя внимание следующий до­ кумент «Замечания автора книги «Олень-человек Мяндаш» В.В. Чарнолу- ского на рецензию Археологического института Академии наук СССР»4. Из документа можно узнать о замечаниях на рукопись. Они сводятся к следующему: спорности аналогий между разорванными хронологически и территориально саамским мифом о Мяндаше и уральскими изображения­ ми. Также выражается сомнение по поводу использования термина «суль- де». По вопросу о сульде В. Чарнолуский указывает, что заимствует тер­ мин из атласа А.А. Спицына, в котором описываются предметы пермского звериного стиля. Но главный вопрос - это возможность сравнения мате­ риалов археологии и этнографии. В.В. Чарнолуский замечает, что он при­ водит материал, «старательно воздерживаясь от выводов», для которых, по его собственному признанию, оснований не достаточно. Цель книги В.В. Чарнолуского - «как можно лучше изложить фольклорные данные о Мяндаше» и «высказать мысль о существовании в глубоком прошлом осо­ бой мифологемы о диком северном олене». Наконец, указывается на необ­ ходимость дальнейших исследований и публикаций по теме. Тему Мяндаша продолжает документ, в котором виде формул В.В. Чарнолуским выведены Законы Мяндаша. Это, например, такие: «си­ ла моя - сила мужчины», «шкур жалеть не надо - дикаря хватит», «сонно' В частности, МОМ НВ. - 3570/55, 58, 78, 79, 96, 97, 104, 106, 113-114, 116-119. 2 Чарнолуский В.В. Заметки о пастьбе и организации стада у лопарей // Кольский сборник: Труды антрополого-этнографического отряда Кольской экспедиции. - Л., 1930. - С. 23-69; Он же. Материалы по быту лопарей: Опыт определения кочевого состояния лопарей восточной части Кольского полуострова. - Л., 1930, Он же. Оле­ нья изгородь. - М.; Л., 1931. Чарнолуский В.В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. XI. Таллинн, 1966. - С. 301-314; Он же. Легенда об олене-человеке. - М.: Наука, 1965. 4 МОМ Н В , - 3570/93. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz