Косарчук, А. В. В Ковдоре - от первого колышка : воспоминания Почётного гражданина города Ковдора, ветерана труда треста «Ковдорстрой» / А. В. Косарчук ; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Ковдорского муниципального округа», Муниципальное автономное учреждение культуры «Ковдорский краеведческий музей». - Санкт-Петербург : Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2023. - 171 с. : ил., портр.

а ныне главный инженер отдела капитального строительства Ковдорского гор­ но-обогатительного комбината. Я уже несколько раз рассказывал о трудностях, которые пришлось испытать и перенести строителям при прокладке ЛЭП. Почти все рабочие и инженерно­ технические работники нашего СМУ работали по нескольку месяцев на ЛЭП практически без жилья, полуголодные, на комарах, на морозе, по пояс в снегу, без возможности обсушиться, кроме как у костра. А ведь и земляные работы, и разработка скалы для котлованов опор, и лесоразработка на трассе с трелёвкой древесины - всё выполнялось вручную. Не было техники, а главное, не было подъездов к местам работ. Хочется вспомнить добрым словом коллектив Зашейковского участка «Лен- сетьстрой» во главе с В. И. Чехановичем. Имелись на участке лишь маломощ­ ные тракторы ДТ-54. Это и транспорт, и подъёмный кран, и средство связи по бездорожью. Только в отдельных местах мог пройти ЗИС-151 вдоль железной дороги от мест выгрузки. Мне пришлось прямо или косвенно участвовать в строительстве большин­ ства объектов, построенных за 25 лет в Ковдоре. Но по затрате человеческой энергии, по изнурительному труду в тяжелейших условиях ни один из них не может сравниться со строительством ЛЭП Кандалакша-Ковдор. Сегодня трудно кого-либо отдельно назвать, беззаветно трудился весь кол­ лектив. И благодаря этому трудовому подвигу, именно подвигу, уже много лет потоком идёт из Ковдора железный концентрат, апатит, вермикулит, флогопит, древесина и другая продукция. В 1953 году строительный участок в Червас-Губе мыслился как временный. Фактически же в Червас-Губе пришлось держать участок вплоть до 1957 года. Автодорога была приведена в проезжее состояние от Пинозера до Червас-Губы (19 километров). Частично улучшена от Куропты до Ковдора и построено не­ сколько постоянных и временных мостов на разных участках. Больше сил у нас не было. А когда Государственная комиссия приняла ЛЭП, и эксплуатация её стала возможной и без автодороги, тогда и вовсе о ней перестали думать. Кто знает, правильно ли тогда так поступили? Ведь дорога проектировалась шириной 7 метров с гравийным покрытием. Пролегала она в основном там, где до и после войны при строительстве железной дороги уже ходили автомашины; кое-где оставались и в неплохом состоянии мосты. Да и строить её нужно было только от 19 километра до Ёны. Поступи тогда по-другому, возможно мечты об автобусном сообщении между Ковдором и Пинозером давно осуществились. Перед коллективом нашего СМУ трест «Кольстрой» ставил задачу так: к се­ редине 1957 года завершить все работы по ЛЭП, одновременно - в леспромхозе в Куропте, а, с поступлением в Ковдор постоянной электроэнергии, сконцент­ рировать там все людские ресурсы для разворота строительства основных объек­ тов Ковдорского горно-обогатительного комбината и посёлка. В августе вместе с основными силами Куроптского участка я возвратился в Ковдор. Решено было строить жильё для приёма пополнения, строить быстро. Это позволяло поступление из Петрозаводска деталей сборных домов барачно­ го типа и двухэтажных квартирных. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz