Косарчук, А. В. В Ковдоре - от первого колышка : воспоминания Почётного гражданина города Ковдора, ветерана труда треста «Ковдорстрой» / А. В. Косарчук ; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Ковдорского муниципального округа», Муниципальное автономное учреждение культуры «Ковдорский краеведческий музей». - Санкт-Петербург : Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2023. - 171 с. : ил., портр.
Все требовали немедленной отправки в трест «Кольстрой», от имени кото рого Горьковский оргнабор заключал трудовые договоры. За дни стоянки в Пинозере люди уже узнали, что трест находится в Мончегорске. На мои дово ды, что вагоны адресованы в Пинозеро, что Ковдорское СМУ и Червас-Губа - это тоже трест «Кольстрой», никто не обращал внимания. Некоторые склоня лись к тому, что можно бы поехать сразу в Ковдор, но только не в какую-то там Червас-Губу, да ещё в полуразрушенные бараки. Переговоры шли долго, с переменным успехом. Наконец, измученные за дни дороги и стоянки в Пинозере, люди согласились поехать и посмотреть, что же это там такое за Червас-Губа? Дежурный по станции моментально нашёл паро воз, и нас увезли на 19 километр. Большая делегация пошла осматривать место жительства, а оставшимся наказали из вагонов не выгружаться. До посёлка было около двух километров. Пока мы ходили, осматривали, торговались, вагоны при паровозе стояли на пути. Некоторые согласны были выгружаться, но побаива лись высказать это в открытую. Большинство, а точнее так называемые лидеры, не согласились выгружаться. Машинист потребовал немедленного возврата в Пинозеро, так как паровоз больше двух часов перекрывал движение другим по ездам. Уехали в Пинозеро. Там снова продолжались изнурительные переговоры. Всё же, в очередной раз, вернувшись на 19 километр, все выгрузились. Мне потом рассказывал машинист паровоза, что ему было приказано: как только последний человек выйдет из вагона - немедленно убираться с 19 километра. Я ему тогда не признался, что это была моя просьба к начальнику стан ции Пинозеро дать такое распоряжение машинисту... Паровоз с вагонами уходил в Пинозеро, люди смотрели им вслед, понимая, что возврата туда уже не будет. Но вернёмся в Ковдор. Здесь шло интенсивное восстановление бараков (их было четыре) и нескольких домиков, часть из которых стоит и поныне. Люди прибывали почти каждый день группами и в одиночку. Они сразу, без оформле ния, становились на рабочие места. Просто ещё не было работника по кадрам. И комиссию перед поступлением не проходили - негде. Трудовые книжки скла дывал себе в портфель Пётр Васильевич Голубев. Население возрастало, а в по сёлке - ни пекарни, ни магазина, ни столовой, ни бани. Вообще ничего, кроме крыши над головой, да и то дырявой. Ведь бараки многие годы стояли бесхоз ными. На месте нынешней станции Ковдор работали железнодорожные строители - рабочие Пинозерского мостопоезда. В вагонах размешались и магазин, и сто ловая, и пекарня. Но они были рассчитаны лишь на рабочих мостопоезда. Фор мально нам не отказывали пользоваться столовой и магазином, но ... после же лезнодорожников. К тому же, от Старого Ковдора до станции было около пяти километров вокруг озера. По сегодняшним ориентирам - это бывшая лесобир- жа леспромхоза, борт карьера рудника «Железный», лесоцех и далее на стан цию. Можно было проехать и на машине. Но, во-первых, их не хватало и для перевозки грузов. Да и дорога была в таком состоянии, что выгоднее пешком, чем ехать. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz