Косарчук, А. В. В Ковдоре - от первого колышка : воспоминания Почётного гражданина города Ковдора, ветерана труда треста «Ковдорстрой» / А. В. Косарчук ; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Ковдорского муниципального округа», Муниципальное автономное учреждение культуры «Ковдорский краеведческий музей». - Санкт-Петербург : Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2023. - 171 с. : ил., портр.

Все требовали немедленной отправки в трест «Кольстрой», от имени кото­ рого Горьковский оргнабор заключал трудовые договоры. За дни стоянки в Пинозере люди уже узнали, что трест находится в Мончегорске. На мои дово­ ды, что вагоны адресованы в Пинозеро, что Ковдорское СМУ и Червас-Губа - это тоже трест «Кольстрой», никто не обращал внимания. Некоторые склоня­ лись к тому, что можно бы поехать сразу в Ковдор, но только не в какую-то там Червас-Губу, да ещё в полуразрушенные бараки. Переговоры шли долго, с переменным успехом. Наконец, измученные за дни дороги и стоянки в Пинозере, люди согласились поехать и посмотреть, что же это там такое за Червас-Губа? Дежурный по станции моментально нашёл паро­ воз, и нас увезли на 19 километр. Большая делегация пошла осматривать место жительства, а оставшимся наказали из вагонов не выгружаться. До посёлка было около двух километров. Пока мы ходили, осматривали, торговались, вагоны при паровозе стояли на пути. Некоторые согласны были выгружаться, но побаива­ лись высказать это в открытую. Большинство, а точнее так называемые лидеры, не согласились выгружаться. Машинист потребовал немедленного возврата в Пинозеро, так как паровоз больше двух часов перекрывал движение другим по­ ездам. Уехали в Пинозеро. Там снова продолжались изнурительные переговоры. Всё же, в очередной раз, вернувшись на 19 километр, все выгрузились. Мне потом рассказывал машинист паровоза, что ему было приказано: как только последний человек выйдет из вагона - немедленно убираться с 19 километра. Я ему тогда не признался, что это была моя просьба к начальнику стан ­ ции Пинозеро дать такое распоряжение машинисту... Паровоз с вагонами уходил в Пинозеро, люди смотрели им вслед, понимая, что возврата туда уже не будет. Но вернёмся в Ковдор. Здесь шло интенсивное восстановление бараков (их было четыре) и нескольких домиков, часть из которых стоит и поныне. Люди прибывали почти каждый день группами и в одиночку. Они сразу, без оформле­ ния, становились на рабочие места. Просто ещё не было работника по кадрам. И комиссию перед поступлением не проходили - негде. Трудовые книжки скла­ дывал себе в портфель Пётр Васильевич Голубев. Население возрастало, а в по­ сёлке - ни пекарни, ни магазина, ни столовой, ни бани. Вообще ничего, кроме крыши над головой, да и то дырявой. Ведь бараки многие годы стояли бесхоз­ ными. На месте нынешней станции Ковдор работали железнодорожные строители - рабочие Пинозерского мостопоезда. В вагонах размешались и магазин, и сто­ ловая, и пекарня. Но они были рассчитаны лишь на рабочих мостопоезда. Фор­ мально нам не отказывали пользоваться столовой и магазином, но ... после же­ лезнодорожников. К тому же, от Старого Ковдора до станции было около пяти километров вокруг озера. По сегодняшним ориентирам - это бывшая лесобир- жа леспромхоза, борт карьера рудника «Железный», лесоцех и далее на стан­ цию. Можно было проехать и на машине. Но, во-первых, их не хватало и для перевозки грузов. Да и дорога была в таком состоянии, что выгоднее пешком, чем ехать. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz