Косарчук, А. В. В Ковдоре - от первого колышка : воспоминания Почётного гражданина города Ковдора, ветерана труда треста «Ковдорстрой» / А. В. Косарчук ; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Ковдорского муниципального округа», Муниципальное автономное учреждение культуры «Ковдорский краеведческий музей». - Санкт-Петербург : Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2023. - 171 с. : ил., портр.
метрах от железнодорожного моста в сторону Ковдора. И вот на лодке до моста, а дальше пешком по болоту отправились мы по указанному адресу. И нашли то, что называлось глиной. Копали, в мешках на плечах тащили до моста. А сколь ко один человек может пронести два километра по болоту? Но и эта сложность наладилась. Дело в том, что строительство комбината и посёлка невозможно было без постоянной электроэнергии. А источник её - в Кандалакше, на ГЭС-3 Нивского каскада. Предстояло форсировать строительство линии электропередачи на Ковдор. Работа эта уже велась от Кандалакши до разъезда Червас (10 километр). Тянула линию субподрядная организация «Ленэлектросетьстрой», а генподряд чиком было то же Африкандское СМУ, что и по Куроптскому леспромхозу. Те перь функции генподрядчика переходили к нам. А это означало, что по всей трассе будущей линии электропередачи нужно вырубить просеку, убрать лес, вырыть под каждую опору по четыре ямки для подножников, как правило, в скальном грунте, сделать подъезды для тракторов (дорог не было) и выполнять другие многочисленные функции генподрядчика. Ленэлектростроевцы трудились в темпе, поджимали нас, и надо было торопиться с предоставлением фронта работ. Тогда все специалисты заказчика, строители и монтажники считали, что если и удастся линию электропередач построить без автодороги, то эксплуатация без неё будет невозможной. В процессе эксплуатации линии возможны различного рода аварии, а как ремонтным группам в кратчайшее время добраться с матери алами до места? Ведь в отдельных местах линия электропередачи уходит от железной дороги до 7 километров. Автодорога вдоль трассы электропередачи была запроектирована, но не на шлось организации, которая взялась бы построить её. И тогда было принято следующее решение. На всём протяжении от Пинозера до Ковдора собственными силами привес ти в проезжее состояние временную автодорогу, которую вынужденно пробили строители железной дороги ещё до войны, пока не уложили рельсы. Предстоя ло навести множество малых деревянных мостов, улучшить, спрямить, а кое- где вновь пробить отдельные участки дороги, построить девятипролётный мост через залив Червас-Губа и два перехода через речку Нижняя Ковдора на 83 и 107 километрах. И всё это собственными силами. Поэтому-то я с выездом в Чер- вас-Губу и назначался старшим прорабом дорожного строительства: «Приказ по специализированному управлению СУ «Спецстрой» JVfe 29, 29 июля 1953 года, пос. Ковдор. Параграф 3. КОСАРЧУКА Александра Васильевича зачислить в качестве старшего прораба участка дор. строительства с Ннвы-ІІІ до Ковдора с 24 июля 1953 года, с окладом по штатному расписанию. Начальник СУ «Спецстрой» Голубев». 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz