Косарчук, А. В. В Ковдоре - от первого колышка : воспоминания Почётного гражданина города Ковдора, ветерана труда треста «Ковдорстрой» / А. В. Косарчук ; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Ковдорского муниципального округа», Муниципальное автономное учреждение культуры «Ковдорский краеведческий музей». - Санкт-Петербург : Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2023. - 171 с. : ил., портр.

Рос и по службе: к концу войны стал руководителем отдела карьерного хо­ зяйства. На железнодорожных стройках, особенно на Севере в заболоченной ме­ стности, карьерное хозяйство очень важный участок: на 130-километровом от­ резке нашего управления было пять железнодорожных карьеров с десятком па­ ровозов, сотнями вагонов, экскаваторами и прочим хозяйством. В 1947 году женился на приехавшей по направлению из Владимирского медицинского тех­ никума Екатерине Ивановне Галкиной. По приказу Министерства на нашей стройке формировалось подразделение для ускоренного строительства 35-ти километров железной дороги со всем обу­ стройством в лесах севера Кировской области, для крупного лесозаготовитель­ ного лагеря НКВД. Представлялось право - независимо от занимаемой должности - желающих включить в этот коллектив. Возможность покинуть край, где столько пережил и уехать в среднюю полосу (хотя и не очень) была единственной. Со статьёй 39-й в паспорте милиция не прописывала в большинстве районных городов. Уехали мы с полугодовалой дочерью и жили в оборудованном товарном ва­ гоне. Но зато в прекрасной климатической зоне. Единственное, что омрачало жизнь - опять рабочие-заключённые. По окончании задания снова передислокация, уже в Красноярск, на зак ­ рытую стройку. Там два объекта - железная и автомобильная дороги (здесь я старший инженер производственно-технического отдела). И снова после вы ­ полнения основного задания весь коллектив едет на Дальний Восток, в бух­ ту Нагаево. А главного инженера и меня оставляют для завершения дел. Ч е ­ рез некоторое время ему удасться присоедениться к своим (он ранее работал на Сахалине, в Охе). А мы с женой договорились туда не ехать, вырваться домой, на Владимирщину. У меня в паспорте уже прописка Кировской обла­ сти, а главное - Красноярска, да ещё и штамп о работе на «почтовом ящике». Ещё через некоторое время добиваюсь откомандирования в распоряжение своего главка - ГУЖДС (главное управление лагерей железнодорожного стро­ ительства НКВД), в - Главпромстрой НКВД. В Москве получаю направление на новую железнодорожную стройку № 509 в Кировск. Предстоит строительство железной дороги-магистрали у Апатитов, а точнее от Титана (между Кировском и Апатитами) до Поноя, с веткой на Ио- каньгу. Она прежде всего проектировалась, как стратегического значения доро­ га, связанная с началом периода «холодной войны». Сделано было немало. Жили уже в своём посёлке - Октябрьском, насыпь проложили до 137 километров от Титана. После смерти Сталина, в 1953 году, среди других подобных крупных строек страны была законсервирована и наша. А я получил приглашен ие в трест «Коль- строй» на должность старшего прораба в новое Ковдорское СМУ. Здесь был первым на стройке старшим прорабом, директором КПП, главным диспетче­ ром, директором УКК, председателем профкома треста... В октябре месяце 1958 года был принят в ряды КПСС, а в ноябре этого же года получил справку из Верховного суда СССР о реабилитации... А. В. Косарчук, ветеран труда. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz