Косарчук, А. В. В Ковдоре - от первого колышка : воспоминания Почётного гражданина города Ковдора, ветерана труда треста «Ковдорстрой» / А. В. Косарчук ; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Ковдорского муниципального округа», Муниципальное автономное учреждение культуры «Ковдорский краеведческий музей». - Санкт-Петербург : Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2023. - 171 с. : ил., портр.
Но вернёмся к рассказу о Ковдоре 1960 года. Подходило к концу строитель ство главного корпуса больницы. Были введены в эксплуатацию гараж на 50 автомашин, полигон железобетонных конструкций, первый котёл ТЭЦ, продо вольственный и промтоварный склады ОРСа, теплосеть от ТЭЦ до посёлка и другие объекты. Только за 1959-60 годы в посёлке добавилось более 15000 квад ратных метров жилплощади. Если учесть, что в те годы о сборности на камен ном жилье не было и речи - это совсем не мало. Начало давать продукцию под собное хозяйство, там был закончен первый птичник. Но главные усилия, главные заботы заказчика и строителей были направле ны на сооружение комплекса объектов железорудной обогатительной фабрики. По первоначальному плану ввод её в эксплуатацию намечался на 1961 год. Но, когда реально взвесили возможности, стало очевидным, что ввести комплекс в эксплуатацию в эти сроки невозможно. Не хватало ни людских, ни материаль ных ресурсов, не обеспечивалась в полном объёме поставка оборудования и многого другого. Срок ввода в эксплуатацию фабрики и рудника перенесли на конец 1962 года. Прошло уже двадцать лет, многое стёрлось, забылось, выветрилось из памя ти, но никогда не забудется тот боевой дух, тот трудовой накал и энтузиазм, которые царили на стройке. Невольно сегодняшнюю жизнь, сегодняшние усло вия труда, быта и отдыха сравниваешь с теми, что были тогда. Семья в четыре человека считала для себя нормальным жильём одну комна ту 18-20 метров в бараке. На промплощадку автобусы не ходили, не было ни автобусов, ни дороги. Нечего говорить о столовых, бытовых или душевых на объектах. Башенный кран грузоподъёмностью в одну тонну и автомобильный трёхтонный кран - вот основные грузоподъёмные механизмы. Да и они имелись в ограниченном количестве. Никто не слышал жалоб и нареканий на производственные и бытовые трудно сти, они оставались на заднем плане и воспринимались как дело естественное. Много тогда работало на стройке замечательных коллективов, бригад, зве ньев, экипажей. Об одних я уже писал, о других речь впереди. А сегодня мой рассказ об одной из лучших бригад тех лет, о коллективе, которым руководил Борис Ефимович Карасюк. В ноябре 1954 года из Белоруссии в Ковдор приехал молодой, плотный и подвижный парень с цепким взглядом: Борис Карасюк. У них в деревне побы вал в гостях родственник, работающий в Ковдоре. Рассказывал о стройке на Севере. И Борис загорелся. Строительной специальности у него не было, но любой деревенский парень тех лет владел и топором, и рубанком. Определили Бориса в бригаду плотников-столяров на строительстве посёлка, которой руко водил Иван Васильевич Пчёлкин. Быстро освоился молодой парень, и вначале 1955 года уже сам бригадир ствовал. Доверили ему бригаду плотников из 15 человек. Строили деревян ные дома, потом магазин, баню, прачечную, вели плотницкие работы на ка менных домах. Бригада стала заметной на стройке и в 1958 году нашли воз можным перевести её на наиболее серьёзный объект - на строительство обога тительной фабрики. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz