Косарчук, А. В. В Ковдоре - от первого колышка : воспоминания Почётного гражданина города Ковдора, ветерана труда треста «Ковдорстрой» / А. В. Косарчук ; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Ковдорского муниципального округа», Муниципальное автономное учреждение культуры «Ковдорский краеведческий музей». - Санкт-Петербург : Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2023. - 171 с. : ил., портр.

Но вернёмся к рассказу о Ковдоре 1960 года. Подходило к концу строитель­ ство главного корпуса больницы. Были введены в эксплуатацию гараж на 50 автомашин, полигон железобетонных конструкций, первый котёл ТЭЦ, продо­ вольственный и промтоварный склады ОРСа, теплосеть от ТЭЦ до посёлка и другие объекты. Только за 1959-60 годы в посёлке добавилось более 15000 квад­ ратных метров жилплощади. Если учесть, что в те годы о сборности на камен­ ном жилье не было и речи - это совсем не мало. Начало давать продукцию под­ собное хозяйство, там был закончен первый птичник. Но главные усилия, главные заботы заказчика и строителей были направле­ ны на сооружение комплекса объектов железорудной обогатительной фабрики. По первоначальному плану ввод её в эксплуатацию намечался на 1961 год. Но, когда реально взвесили возможности, стало очевидным, что ввести комплекс в эксплуатацию в эти сроки невозможно. Не хватало ни людских, ни материаль­ ных ресурсов, не обеспечивалась в полном объёме поставка оборудования и многого другого. Срок ввода в эксплуатацию фабрики и рудника перенесли на конец 1962 года. Прошло уже двадцать лет, многое стёрлось, забылось, выветрилось из памя­ ти, но никогда не забудется тот боевой дух, тот трудовой накал и энтузиазм, которые царили на стройке. Невольно сегодняшнюю жизнь, сегодняшние усло­ вия труда, быта и отдыха сравниваешь с теми, что были тогда. Семья в четыре человека считала для себя нормальным жильём одну комна­ ту 18-20 метров в бараке. На промплощадку автобусы не ходили, не было ни автобусов, ни дороги. Нечего говорить о столовых, бытовых или душевых на объектах. Башенный кран грузоподъёмностью в одну тонну и автомобильный трёхтонный кран - вот основные грузоподъёмные механизмы. Да и они имелись в ограниченном количестве. Никто не слышал жалоб и нареканий на производственные и бытовые трудно­ сти, они оставались на заднем плане и воспринимались как дело естественное. Много тогда работало на стройке замечательных коллективов, бригад, зве­ ньев, экипажей. Об одних я уже писал, о других речь впереди. А сегодня мой рассказ об одной из лучших бригад тех лет, о коллективе, которым руководил Борис Ефимович Карасюк. В ноябре 1954 года из Белоруссии в Ковдор приехал молодой, плотный и подвижный парень с цепким взглядом: Борис Карасюк. У них в деревне побы­ вал в гостях родственник, работающий в Ковдоре. Рассказывал о стройке на Севере. И Борис загорелся. Строительной специальности у него не было, но любой деревенский парень тех лет владел и топором, и рубанком. Определили Бориса в бригаду плотников-столяров на строительстве посёлка, которой руко­ водил Иван Васильевич Пчёлкин. Быстро освоился молодой парень, и вначале 1955 года уже сам бригадир­ ствовал. Доверили ему бригаду плотников из 15 человек. Строили деревян­ ные дома, потом магазин, баню, прачечную, вели плотницкие работы на ка­ менных домах. Бригада стала заметной на стройке и в 1958 году нашли воз­ можным перевести её на наиболее серьёзный объект - на строительство обога­ тительной фабрики. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz