Косарчук, А. В. В Ковдоре - от первого колышка : воспоминания Почётного гражданина города Ковдора, ветерана труда треста «Ковдорстрой» / А. В. Косарчук ; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Ковдорского муниципального округа», Муниципальное автономное учреждение культуры «Ковдорский краеведческий музей». - Санкт-Петербург : Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2023. - 171 с. : ил., портр.

Машина застыла, рукой не дотронуться - пальцы прилипают. И нужно эту хо­ лодную махину оживить, чтоб двигатель заработал, а потом и вся машина при­ шла в движение. К восьми часам утра экскаватор должен быть на ходу и целый день, буквально, грызть землю. Из-под ковша снопом летят искры, душераздирающий скрежет. Машина на­ прягается, гремит, подпрыгивает и такое состояние, будто ты на гусеничном вез­ деходе несёшься по траншеям, кочкам, пням, а тебя ещё без конца вправо и вле­ во мотает. И так целый день. В конце смены голова как чугунная, шум и звон в ушах, к ногам, как будто кто по двухпудовой гире подвесил, руки вдоль тулови­ ща висят, как плети. Так однажды рассказывал мне о своём зимнем трудовом дне машинист экскаватора. У нас немало хороших квалифицированных машинистов экскаваторов. И ещё молодых, но уже опытных специалистов. И ветеранов - тех, кто на своих плечах вынес тяжесть трудностей и невзгод первых лет строительства Ковдора, и до сих пор не выпускающих из своих крепких рук рычагов управления машиной. Они учат молодёжь, показывают, как нужно трудиться. Это уважаемые в кол­ лективе машинисты Николай Николаевич Фёдоров, Григорий Антонович Ло ­ макин, Николай Николаевич Лысаков, Ананий Абросимович Афанасьев и дру­ гие. О двух из них и пойдёт рассказ. Ни к о л ай Н и к о л а е ви ч Ф ёдоров сначала т руд и л с я в геоло гической партии, с 1949 по 1951 год. Часть партии перебросили в Костомукшу Ка­ рельской АССР, на железорудное месторождение, где сейчас в содружестве с финскими строителями сооружается горно-обогатительный комбинат. К середине 1953 года работы были закончены, и Фёдоров возвращался в свою Ковдорскую геологоразведочную партию. В поезде от Пинозера ехал с пер­ выми строителями Ковдора. Ехал 1 июня 1953 года, в день, который счита­ ется днём начала строительства нашего города. В дороге строители много рассказывали о нужности, важности своей профессии, о больших возмож ­ ностях профессионального роста на стройке. И Николай не устоял перед искушением, решил стать строителем. На следующий день поехал в Ки- ровск, забрал в экспедиции документы и вернулся в Ковдор. С тех пор и трудится здесь. Вначале рубил лес, заготавливал дрова, бутовый камень, камень для известковых печей. Не гнушался другой работой и мечтал стать машинистом бульдозера или экскаватора. И, как оказалось, мечты были верные, реальные. В феврале 1954 года на стройку прибыл полукубовый экскаватор. Маши­ нистом на нём был Саша Кургозов, а помощника нужно было подобрать из рабочих-строителей. Выбор пал на Николая Фёдорова, тягу которого к ме­ ханизации давно приметили. А парню казалось, что всё это не наяву, что это сон. Ухаживал он за машиной, как говорится, лучше, чем за невестой. Осва­ ивал экскаватор быстро и вскоре уже садился за рычаги управления. В марте месяце 1955 года Сашу Кургозова призвали в армию и Николая назначили машинистом. Невозможно перечислить объекты, на которых бы Николай Николаевич не работал. И ещё труднее подсчитать объёмы выполненных земляных работ 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz