Коржов, Д. В. Слова и паузы : стихи, проза, критика / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Север, 2005. - 87 с.
поэта), у которых шаманы в дохристианскую эпоху выполняли сакральные функции, служили связующим звеном с иным миром - миром духов, высших существ. Аналогия уместная и достаточно точная: поэт действительно похож на шамана, а стихи с их четко выдержанным ритмом, рифмами - сродни заговорам, способным врачевать раны, если не телесные, то душевные - во всяком случае. Поэтому так же, как шаман, пишет Смирнов, «я хворь гоню, залечиваю раны». Единственный, пожалуй, момент, который смущает - когда герой стихотворения начинает вызывать духов и те слетаются к нему отовсюду: «летят, как вороны, ко мне, // И кружатся, и вьются надо мною...» Вороны - это все-таки символ беды, зловещий, черный символ, эти, питающиеся падалью, птицы - плохие помощники. В остальном центральный образ стихотворения точен. Главное здесь, наверное, та власть над людьми, их помыслами и чаяниями, которые приобретают и хороший поэт, и хороший шаман - в равной степени. Народ верит им. Именно поэтому раз за разом «люди собираются вокруг, // Чтобы послушать мудрого шамана»: Они стоят у моего огня, Теснятся, чтобы было видно задним, И терпеливо ждут и ждут меня... А я - молчу: Мне нечего сказать им. Вот так - очень смело. Как видим, в этом сравнении Смирнов идет до конца, не щадит своего героя. Концовка стихотворения - ситуация, которая нам очень знакома. Это отнюдь не редкость сегодня: духовные лидеры, недавние «властители дум», которые уже не в состоянии помочь людям - ни точным, выверенным словом, ни делом. Но, в отличие от смирновского шамана, они зачастую не находят в себе му жества признаться в этом: как и прежде, продолжают произ 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz