Коржов, Д. В. Слова и паузы : стихи, проза, критика / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Север, 2005. - 87 с.

ности нашей погоды: «В целом свете, верно, только ветер да дожди». Это есть, но вот холода - сурового, пронизывающего - вы у Смирнова не встретите. И даже если шторм и слякоть, то, непременно, с хорошим прогнозом на будущий день. От мира, который создает поэт, рассказывая нам о своем родном крае, исходит тепло. И дело тут, конечно, не столько в природе и погоде, сколько в людях, в особом душевном климате, человеческой теплоте и чистоте, которые все вокруг (и погоду!) меняют. Этим теплом проникнуты все поморские стихи поэта. Замечательно, что мир этих стихов населен множеством реальных, действительных и, что очень важно, если мы говорим о художественном слове, зримых деталей хорошо знакомой автору жизни. Так, в хрестоматийном стихотворении «Перевозчик» он рассказывает о поморском селе, которое пополам разделила река, получилось «двадцать изб - на одной стороне, остальных двадцать изб - на другой». Думаю, картина села покажется знакомой всякому, кто бывал на Терском берегу. «Сельсовет - на одной стороне, церковь с маковкой - на другой» - ну чем не наша Варзуга, с ее Успенской церковью и сель­ советом по разные стороны реки? Эта, на первый взгляд, всецело бытовая, житейская подробность, вынуждающая лирического героя мотаться по водной глади от одного берега к другому, вместе с тем и глубокий художественный образ, за которым таится очень непростая проблема. Это ведь и указание (пусть и непрямое) на разделенность и раскол, который принесла на землю богомольного Поморья Советская эпоха. С одной стороны новая власть - сельсовет, с другой - власть духовная, вечная - церковь, всегда занимавшая здесь особое, почетное место. Поморы верили в Бога свято и искренне, верили и молились своим святым («От Холмогор до Колы - тридцать три Николы...» - то есть тридцать три Никольских церкви). От веры не отреклись и в пору безбожия и атеизма, до конца оставались верны традициям предков. И это - не­ смотря на то, что в той же Варзуге после революции не оста­ лось ни одной действующей церкви (было четыре!). 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz