Коржов Д. В. Писатель со штрафного буксира / Дмитрий Коржов // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах Мурманского отделения Союза писателей России. – Мурманск, 2004. - № 4. – С. 263-266.

Он вошёл в литературу сложившимся писателем. Скромный пишет стро­ го и жёстко. Автор в «Переломе» сух, сдержан, по-хорошему скуп, аскети­ чен в выборе художественных средств. Его фраза точна - без лишних слов и ложных, утяжеляющих слог красивостей. Так случилось, что как человека я узнал Скромного раньше. «Перелом» прочёл уже потом. Он в общем-то соответствует собственной, очень похо­ жей на псевдоним фамилии - немногословный, сдержанный, спокойный. Действительно «скромный»... Вместе с тем умён и нетороплив, осторожен в оценках. Последнее качество достаточно редко встречается в писательской среде, где полемика обычно крайне резка, а оценки категоричны, подчас пристрастны. Споры здесь ведутся по принципу «шашки наголо». Итог та­ ких кавалерийских сшибок писателей - взаимные обиды, расстройства, пе­ реживания. Скромный в данном случае - исключение. Помогают природ­ ные выдержка и спокойствие. Поэтому, должно быть, я пока не встречал людей, обиженных на Николая Александровича. За несколько последних лет знакомства доводилось и выступать вместе в разных городах, в совершенно разных подчас аудиториях - в Апатитах, Мончегорске, Скалистом, Умбе. Доля прозаика на подобных выступлениях нелегка. Как нет-нет да и жалуется сам писатель: «Вам, поэтам, хорошо: стихотворение прочитал и - порядок... Все в общем-то представляют уже, о чём ты пишешь и как. А мне что делать - “Перелом” читать?». Это, конеч­ но, проблема, но уж не столь неразрешимая, как может показаться. В кон­ це концов на встречи с писателями всё-таки приходят люди подготовленные - кое-что они читали, о чём-то слышали. А потому, смею вас уверить, вы­ ступает Скромный интересно, и слушатели воспринимают то, что он гово­ рит, хорошо, с пониманием. Когда-то «Вестник» уже сообщал о том, что «Перелом» изучают в мур­ манских школах: раздел «Русская литература на современном этапе», тема «Коллективизация». По этой теме старшеклассникам предлагается изучать книги четырёх русских писателей: Шолохова, Белова, Можаева и - Скром­ ного. Что ж, ряд более чем достойный. Кстати сказать, литературная тради­ ция, которой принадлежит автор «Перелома», это, безусловно, традиция шолоховская. Это очень ощутимо в творческой манере, стилистике Скром­ ного. Факт этот очевиден, относится к числу бесспорных. И профессиона­ лы-словесники эту особенность творчества мурманского писателя неизмен­ но отмечают. Помню, как на одном из обсуждений очередной книги рома­ на об этом говорила завкафедрой русского языка Мурманского пединститу­ та Надежда Благова, сопровождая своё выступление конкретными, весьма показательными примерами. То, давнее уже, обсуждение мне особенно памятно. И потому, что было оно весьма основательным и долгим: разговор длился что-то около трёх ча­ сов кряду и не был пустым и скучным. И от того, что мнения о романе под

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz