Коржов, Д. В. "Родине моей многострадальной кланяюсь..." : (поэзия Владимира Сорокажердьева) / Дмитрий Коржов // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация г. Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. – Мурманск, 2003. - № 3. - С. 193-210.

Дмитрий КОРЖОВ к жизни. Сорокажердьев подходит к миру как рыбак и охот­ ник — просто, принимая его таким, какой он есть, вне абст­ рактных идей и умных, но пустых слов, далеких от конкрет­ ного земного бытия. Именно с этих позиций объясняет он, скажем, происхождение названий городов и местечек, кото­ рые нас окружают: «Жил да был мужик Астафьев / / Из по­ роды рыбарей. / / Неизвестно, кто прославил: / / в честь его назвал ручей...». Словом, «нет решений исполкома — есть на карте мужики». Это все-таки очень земная поэзия. Не приземленная, но — земная. И любовь поэта к родной земле — любовь не плакат­ ная, но — овеществленная, обращенная к конкретным, зри ­ мым предметам. Присутствие жизни в ее единственности и полноте здесь ощущаешь физически. Какая уж тут рито­ рика! До нее ли, когда мир столь прекрасен и велик... Что ж е касается политики, то своеобразным поэтическим манифестом, провозглашающим позицию автора в этом во­ просе, является замечательный «Мальчик с красным ф л а ­ гом». Это стихотворение о русских мальчиках, которых все­ гда влекли красивые утопические идеи, часто впоследствии приводившие к жестоким потрясениям, идеи, по сути своей губительные и страшные. Поэт не осуждает «мальчиков». От­ нюдь. Это было бы несправедливо. Он видит, чувствует их чистоту и искренность. И пытается их понять. Кричит отча­ янно (словно вслед, в спину уходящему): «Ах ты, Господи, пойми его, пойми...». И все же, зная бесчеловечную сущность владеющих умами «мальчиков» идей, словно заклинает, з а ­ говаривает в заключительных строчках стиха: «Пусть глаза ребят от солнышка горят, не от флага, что висит над сель­ советом...». Солнышко — это свет и любовь, уж е не к Родине, а к обыч­ ной земной женщине. Стихи Сорокажердьева о любви уди­ вительно целомудренны. Для нашего времени это редкость. Сегодня и в стихах стало принято рассказывать обо всем, д а ­ ж е и о том, о чем говорить никак нельзя, ибо это — тайна. Тайна двоих. Посторонних можно впустить в дом, даж е при­ открыть двери спальни, но стоит ли пускать их под одеяло? Для Сорокажердьева ответ на этот вопрос однозначен. И по­ тому стихи его столь чисты. Это не значит, что он не откро­ венен. В разговоре с читателем он всегда искренен, открыт людям. Но открывает он нам не тело, а то, что происходит 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz