Коржов Д. В. Будь же вечно и Север, и лед! : (поэзия Виталия Маслова) / Дмитрий Коржов // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах Мурманского отделения Союза писателей России. – Мурманск, 2004. - № 4. - С. 6-14.

быстра и весела») «в полметре от старпомовской каюты». Пароход, между тем, уже выходит из залива - навстречу шторму. А потому гнездо пришлось разорить, ведь «иначе погибнут птицы в рейсе». Можно написать целую книгу о белых медведях в творчестве Маслова - очерках, прозе, стихах. Для моряков, писавших об Арктике, это, в общем, не новость: у Конецкого, ска­ жем, медведи тоже среди любимцев. Но автор «Восьминки» не просто отно­ сится к ним с любовью (так относиться ко всему сущему - один из жизнен­ ных принципов Виталия Маслова; он считал, что в основании любого доб­ рого дела лежит именно это светлое чувство) - эти полярные звери у него подобны людям, он их очеловечивает. Прекрасна его поэтическая история «Мать» - о белой медведице: не сразу понимаешь, что её героиня - не чело­ век. А изумительное стихотворение «Сыну» о визите мишки к трапу ледо­ кола, это, на мой взгляд, шедевр - из тех стихов, что по праву могли бы рас­ считывать на место в любой антологии русской поэзии. Вчера на рассвете медведище белый Сердито притопал к парадному трапу. Голодный и злой, недовольно глядел он, Как папа по трапу на палубу драпал. Первая строчка хороша - завораживает, заставляет читать дальше. По­ следняя - с аллитерацией на «п» - в ней мы слышим топот папиных ног, его торопливое дыханье, суетливость. Редкая для наших стихотворцев и пото­ му столь высоко ценимая ирония, с которой автор относится к самому себе. История эта - своеобразная поэтическая сказка на ночь, которую отец рассказывает сыну. Причем сказка «страшная», но со счастливым концом. Впрочем, сделана она настолько хорошо, что интересна будет, уверен, не только детям. «Медведище» выписан автором мастерски: полярный вели­ кан, оказалось, страшный сладкоежка (что так понятно и близко малень­ ким читателям) - у борта ледокола он попробовал не только лепёшку и ры­ бу, но и конфеты. Исполинские размеры зверя Маслова подчёркивает от­ менной деталью: медведь, испугавшись, удирает так, что его «чёрные пят­ ки» мелькают - «огромные, как сковородки». Словом, вещь замечатель­ ная... И всё же - почему он не хотел печатать свои стихи? Среди них ведь, мы в этом убедились, есть произведения уникальные, штучные, которые сделали бы честь большинству профессиональных стихотворцев. Есть мнение, что Маслов считал прозу для себя главным жанром, а стихи, мол, будут мешать восприятию его рассказов и повестей. Очевидно, что в прозе он достиг вы­ сот, к которым в поэзии только подбирался, но ... Мне кажется, что и поста­ рался доказать в этом очерке, - и стихи, и проза - части одного целого, про­ заические вещи стали продолжением начатого в стихах. Как сам Маслов пи­ сал в одном из стихотворений-размышлений: «Всё - подступы к огромной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz