Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.
80 Дмитрий Коржов реступать художествен ную грань... ...Когда автор пи шет «мать» - «мати», это и понятно, и звуч нее, теплее. Точно так же хорошо звучат сло ва «няша», «койда» или «лёщадь» («лёщадь» эта не только фонетиче ски, но и семантически близка к «площади», но не является ее си нонимом). И подобные местные слова, замены которым нет в общерусском языке, конечно же, нельзя вычерки вать, их надо обязательно оставлять. Но столь же обязательно и то, что их надо умело (лучше в тексте, чем в сносках) объяснить. И пусть даже в разговорной речи останется «омманывать», а не «обманывать», пусть (в меру!) останется цоканье (парницок, дро- лецка и т. п.) и «товаришши» вместо «товарищи» - этими «непра вильностями» передается строй северной речи. Но как быть, если везде в разговоре вместо «или» употребля ется «ле»? Или вместо «надо» - испорченное подобие этого слова «нать». Или вместо двумя и обеими руками - двоима, обема. И за чем никому не понятное, кроме северян, «порато» вместо обще известного «очень»? Зачем вместо «смиренный» - «смеренный», а вместо «пырей» - «пырья»? Виталий Маслов и Борис Романов у памятника Алеше показывают Дмитрию Гусарову Мурманск. 80-е годы товящейся к печати первой книге Маслова «Крутая Дресва», - не только в обрисовке образов своих земля ков, воспроизведении их речевой стихии, но и через местные слова и словечки, местные названия и даже произ ношение. Но опять же скажем: в этом похваль ном желании нельзя пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz