Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

Несмиренный живописец 79 Здесь море! Именно оно задает ритм жизни Крутой Дресвы. По нему, «по воде», по приливам и отливам тут выстраивают жизнь. Море и кормит, и губит, и бьет, и лечит. И к тому же ежечасно из-за все тех же, самых высоких в Европе, приливов постепенно съедает землю - берег, на котором стоит деревня... И людей-то на беломорском побе­ режье зовут по-морскому - поморами. Что до медведей, то и они тут не новость, пусть по улицам и не ходят. Зверем - морским или каким иным - помора не удивишь. О рыбе и не говорю. Семга! По ней и де­ ревня названа, - та, что стала у Маслова Крутой Дресвой. Возможно, эта удаленность Сёмжи от обычного русского жи- тья-бытья (традиционно-будничного, не предельного!) и отдалила Маслова от широкого читателя, и читателя от Маслова. И диалект­ ные слова, конечно, куда ж от них денешься? Не слово - сплошное предательство! Но куда без него... Пожалуй, главных, коренных, наиболее очевидных особенно­ стей у него две: частое использование инверсии (изменение при­ вычного порядка слов в предложении) и диалектизмы - родные слова, поморская говоря. И, если с первым, редакторы-рецензен­ ты, как правило, соглашались, зачастую признавая это не недостат­ ком, а достоинством масловского речевого пространства, то со вторым все было заметно сложнее. Вспомните, об этом юному курсанту-мореходцу еще Елена Веч­ томова говорила. «Ваш язык нужно переводить на русский!» - это ведь именно о ней, о говоре поморской. Да что там Вечтомова... За мезенские словечки Маслова, пожалуй, только ленивый не обру­ гал! Тут почти все, даже самые родные и любимые поучаствовали. Занятно, что если горожанин Конецкий за инверсии осторожно поругивал (в письме о рукописи рассказов для детей читаем: «зло­ употребляешь псевдорусским стилем: инверсии - глагол суется на последнее место в предложении и считается, что вот уж и есть «сказочная, истинно русская» интонация. Этим ты сильно грешить начал»), то выходцы из деревни Федор Абрамов и Семен Шурта- ков порой крепко прищучивали именно за диалектизмы. Впрочем, и не без похвалы, конечно. «Похвально стремление автора передать неповторимость своих родных мест не только в пейзаже, - пишет Шуртаков о го­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz