Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

74 Дмитрий Коржов которую требовали тамошние редакторы. Маслов править рассказ не позволил. Но об этом - позже. А пока вернемся к главной нашей теме. Если сравнивать Маслова и Абрамова, то параллелей, похоже­ стей всяческих мы отыщем в достатке. Оно и понятно: и тема одна, и место действия все тоже - северная деревня (хоть здесь и есть не­ которые значимые отличия, о чем чуть позже), и люди одной куль­ туры и миропонимания. Разница, и существенная, в языке. Маслов справедливо считает, что, если уж писать, о родном и родных, то делать это надо опять же на родном языке - поморской говоре. Во­ преки Абрамову, который местные словечки использует, но почти незаметно, словно стесняясь. Там скорее говор звучит, интонация, протяженность речи передана очень точно, но язык - отчетливо литературный, не придерешься. Иное дело Маслов. Вот уж и впрямь развязал горло! И - поли­ лась речь: внешне неловкая и странная, порой не совсем понят­ ная, кажущаяся подчас корявой, неправильной, но удивительная по внутренней энергии и корневой общеславянской мощи. Язык, на котором он строит разговор с читателем, большой, великий. Иногда он кажется этаким слоном в посудной лавке - кособоким, неудобным, слишком большим. Нет-нет да и что-нибудь своротит ненароком! Но «слон» этот, несмотря на внешнюю неповоротли­ вость, удивительно ловок и точен в движениях, залюбуешься! Эх, сколько били Маслова за диалектизмы, за эту самую гово­ рю! Почитай всю жизнь. Даже когда уже классиком стал, и то нет- нет да и доставалось от очередного «доброжелателя». Воспитыва­ ли его и друзья-писатели - и Шуртаков, и Конецкий. И - Абрамов. Он при первой же встрече, а Маслов и с Конецким, и с Абрамовым познакомился в ноябре 1973-го в Ленинграде, на совещании писа- телей-маринистов, указал, что нужно «избегать диалектизмов в ав­ торской речи». Та встреча, вообще, показательна. Судя по всему, на Маслова она подействовала решительно, - по-хорошему ошеломила, обо­ жгла. Он ее описал в дневнике, который позже, уже после смерти Федора Александровича, процитировал в очерке, написанном для книги воспоминаний об Абрамове. Очерк этот был опубликован, но - с безжалостными изъятиями, часть которых не посчитал нуж­ ным печатать тогда, в 1984-м, сам писатель («Это все - по дневни­ ковым записям, и надо еще подумать, что из этого можно публико­ вать» - отвечает он в письме к вдове Абрамова), часть попросила его убрать вдова и составитель сборника Людмила Крутикова-Аб­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz