Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

Несмиренный живописец 71 И страшно, ничего-то мне нежаль... Иль оттого, что жизнь, как наново, Иль не написано пока что главного, И грош цена былого багажа. А дальше - дальше та самая встреча в Тикси с Семеном Ивано­ вичем Шуртаковым, о которой мы уже говорили, и ее продолже­ ние, о котором Маслов рассказал в автобиографии: «На шестом рассказе из десяти задуманных понял, что пишу совсем не то, к чему лежит душа, бросил писать и года полтора не писал, думал - насовсем. Пока офицер, товарищ тиксинский Иван Жилин, вдруг как-то под весну не притащил на судно (а мы зимова­ ли посреди бухты) всамделишного писателя, который забрал не­ оконченную повесть и два рассказа отпечатанных и унес в гости­ ницу. Почитал, велел писать и присылать. Это было в 1962 году... Однако я уже выключился, смирился, что не сумею, и не давал ве­ стей писателю, пока он через года 2 или 3 сам меня не нашел, уже в Мурманске, и велел прислать что-либо новое. Нового не было. Отослал «Слепого»...» «Слепой» увидел свет в 1968-м под другим названием - «Север­ ная быль», позже, в книгах, снова сменил название, он там озаглав­ лен не лучше, чем в журнале, - «В тундре». А по мне так авторское, оригинальное имя рассказа было лучшим, и более точным и, без­ условно, более острым, что, возможно, и напугало всяческих жур- нально-книжных редакторов. История «Слепого» по тональности очень близка пушкин­ ским повестям Белкина, вроде «Станционного смотрителя»: рас­ сказчик заезжает в незнакомое сельцо и там находит историю. Об ослепшем уже после возвращения с войны оленеводе, и о его возвращении к жизни, о преодолении одной из самых тяжелых на­ пастей, которые могут случиться с человеком. О том, что человеку под силу, если не все, то многое, если, конечно, он не позволяет себе опуститься, что бы с ним ни происходило, до конца остается человеком. Это уже - Маслов, каким мы знаем писателя по лучшим его произведениям. А ведь «Слепой» написан в 1962-м, еще в Тик­ си. Точнее, первая его редакция тогда создана. Но это все-таки было чуть в стороне от главной его темы. И не­ известно, может быть, долго-долго бы он ее искал где-то «в сторо­ не», может быть, безнадежно далеко от того самого главного, если бы не еще одна встреча. Безусловно, знаковая, решающая. Снача­ ла - заочная, а потом буквальная, глаза в глаза, душа к душе. Вот,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz