Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

70 Дмитрий Коржов Однако цену себе и тому, что писал, он знал. «К Тиксинским рассказам отношусь серьезно в том смысле, что в них - настоящая Арктика с ее вольницей и вольностями...» Дальше любопытное за­ мечание, как бы между строк: «Тогда же была написана какая-то повесть, не помню, какая...» - читаем в автобиографии...» Вот ведь как, написано так много, что он не помнит! Или - кокетничает, что, скажу вам, зная Маслова, очень на него похоже. А повесть-то, написанная в 1961-м году, прелюбопытнейшая. Действие этой вещи - в рукописи она без названия - начинает­ ся аж в августе 1902 года. Здесь впервые возникает это имя - Кру­ тая Дресва, за которой, безусловно, стоит родная деревня писателя Сёмжа (в рукописи Сёмжа перечеркнута, сверху написано «Крутая Дресва»). Описание местоположения деревни: с одной стороны - море, Мезенская губа, с другой - болота. Первая часть несостояв- шейся повести - о дружбе Родиона Филатова и ненца Мартынко. Смерть Родиона. Обманутый Мартынко: за тридцать оленей, да двадцать песцов, да две бочки рыбы получил от купца лишь бочку спирта. Вторая часть переносит нас в 1913 год. В центре повествования дочка Родиона Санька и ее подружка Анка. Отец Анки Андреян по­ гибает при странных обстоятельствах. Санька находит Андреянов мешочек (брал вместо кисета) у своего родного дядьки - местного богатея Калебана. Попутно писатель раскручивает любовную ли­ нию: в Саньку влюблен Вениамин (Венюра) Маслов. В третьей части писатель рассказывает историю сватовства Ивана Жмаева (сёмженского старообрядческого начетчика) к Анисье Бакан - к этой истории, как мы знаем, Маслов вернулся позднее - подробно описал его в «Еще живых...», в главе «Не пой­ ди Анисья за Ивана», да и не только. Санька все пытается выяснить, что случилось с Андреяном. Повесть обрывается неожиданно. Чтобы связать ее в один узел, логично было бы смерть Андреяна связать с гибелью отца Саньки - Родиона Филатова. Но продолжения не последовало. Вот так. Как мы поймем позже, Маслов уже, фактически, нашел и образ своего героя - по крайней мере, вполне осознал, каким он должен быть. И - место действия нащупал. Однако в стихах по-прежнему звучит не неуверенность, конечно, но поиск: «Все - подступы к огромной главной теме, Исследование у ее подно­ жий...» Все, должно быть, так и было, - «подступы». Но он уже был рядом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz