Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.
266 Дмитрий Коржов чем живут нации, а не одной лишь биржевой спекуляцией и забо той о цене рубля...» «Обозвали славянофилом? Для меня это почти орден!» Нельзя не сказать и о том, чем отличаются «Дневник писателя» и «На костре моего греха». Достоевский, конечно, основательнее, у него и тексты объемнее, и посыл в них гораздо более протяжен. Он говорит подчас с вечностью. Маслов более сиюминутен, ориен тирован на конкретику, не столь глубок (у него больше личного - мелкого, житейского). Вместе с тем, его заметки более современны по форме, это именно гипертекст - замечания по поводу: короткие, емкие, четкие, и - размером не более, чем монитор персонального компьютера. Еще одно важное отличие - законченные художественные произведения, как часть «Дневника писателя». У Маслова есть ху дожественные, лирические отступления, но - не более того, закон ченных рассказов вроде «Кроткой» или литературоведческих эссе подобных классическому очерку Достоевского «Пушкин», мы в «На костре моего греха не встретим». И очень жаль... «Кроткая» или «Бобок» - вещи силы небывалой. А «Пушкин» - это был безуслов ный прорыв, новый уровень понимания гения, до которого совре менники Достоевского - вся эта подчас очень странная публика во главе с Белинским - никогда не поднималась. В речи о Пушкине, кстати, опять отчетливо и тревожно звучит тема Родины, ее коренных, базисных проблем, проблем мироо щущения русского человека, его самоидентификации - проблем для нас сейчас чрезвычайно актуальных. Вы только послушайте: «Пушкин первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем отыскал и отметил главнейшее и болез ненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванно го от почвы общества, возвысившегося над народом. Он отметил и выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека, беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в род ные силы ее не верующего, Россию и себя самого (то есть свое же общество, свой же интеллигентный слой, возникший над родной почвой нашей) в конце концов отрицающего, делать с другими не желающего и искренно страдающего...».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz