Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

Несмиренный живописец 265 божденными!» Но, как я уже цитировал, «все воротятся в родное гнездо»! Достоевский в это верил. Верил в это и Маслов. «Именно с высоты спокойной державности, не показывая обид, ...должны мы смотреть на то, что происходит в Болгарии, кинувшейся прочь от нас за очередной, на этот раз явно дохлой мухой... И точно так же - разве можно обижаться, когда Грузия - после стольких просьб о принятии под высокую руку России - опять, в очеред­ ной раз, не стыдится совершать по отношению к России то, что совершает ныне. Обижаться на нее - себя унижать, тем более что и раньше это уже было, все самое худшее было. И всегда прежде России хватало мужества не поступать «адекватно». Именно это и есть великодержавность...» Показательно, что рядом с идеей, рядом со словом у Маслова стояло дело. В славянское единение он не только верил, но и уси­ лия к тому прилагал - он, в отличие от Федора Михайловича, был подобен своему герою, Митьке-Футштоку, был человек конкрет­ ного активного действия. Напомню, главной задачей Славянского хода Мурман-Черногория являлся Союз славянских стран - хотя абрис такого союза, первый шаг к нему. Не сбылось. Но сама по­ пытка достойна уважения. И результат ведь очевиден - вполне ма­ териальный, действенный. Интереснейший фрагмент - целую главку - находим у Досто­ евского о нашей, русской, всегдашней деликатности (а точнее, лакействе, если называть вещи своими именами) перед Европой. На это же наше неоглядное преклонение перед вечным для Рос­ сии «французиком из Бордо» неоднократно указывает и Маслов. Мы все время будто в чем-то виноваты перед нашими западными «друзьями». По сию пору! Последний подобный пример наблюдал я совсем недавно - на телефестивале «Северный характер», когда, вероятно, из почтения к членам жюри-иностранцам, русские участ­ ники разговора бросились защищать Анну Политковскую - извест­ ную всем псевдожурналистку, у которой чеченские боевики всегда оказывались белыми и пушистыми, а русские воины - подлецами и античеловеками. Достоевский и его «Дневник писателя» - потрясающе злобо­ дневен. Федор Михайлович, как мне представляется, самый совре­ менный писатель сегодняшней России. Вот послушайте (словно специально - к выборам сказано): «Нации живут великим чувством и великою, всех единящею и всё освещающею мыслью, соедине­ нием с народом, наконец, когда народ невольно признает верхних людей с ним заодно, из чего рождается национальная сила - вот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz