Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.
Несмиренный живописец 263 дится. Иногда даже кажется, что Бисмарк - тот самый тютчевский «глашатай наших дней» - прав: «единство должно быть спаяно же лезом лишь и кровью», не любовью, нет. Но не палкой же чугунной загонять в единство! Мы же, слава Богу, не Германия. У нас, как го ворится, насильно мил не будешь. И не надо. Сами придут. И как тут не вспомнить все того же Достоевского - «Все воротятся в родное гнездо!». Думаю, о Достоевском в контексте нашего разговора сто ит чуть подробнее сказать. Виталий Маслов и Федор Достоевский... Они вроде бы совер шенно непохожи, трудно их ставить рядом - и как творцов - писа телей, и как обычных людей из плоти и крови. Конечно, жизненно, биографически - неоглядно далеки, разве только мореходско-кур- сантской юностью схожи. В остальном - разные. Один - потом ственный дворянин, второй - помор из деревни лоцманов. У одно го - почти смерть и каторга, у второго - после мореходки - море, море, море. Один зарабатывал на жизнь почти исключительно ли тературой, второй - трудился на государственных предприятиях (других не было), а писал в рейсах и паузах между ними. Один был подвластен едва ли не всем главным человеческим грехам, одних только жен у него имелось три, второй - прекрасный семьянин и воцерковленный православный (это в советские-то безбожные годы!). Вот так, получается, разве что бородами Федор Михалыч и Ви талий Семеныч схожи. Однако, при всех отличиях и несомненной несхожести, люди эти - Федор Достоевский и Виталий Маслов - внутренне, сущностно очень близки, соприродны. Влияние До стоевского на Маслова очевидно. Это видно и по художествен ной прозе Виталия Семеновича - по тому, скажем, как он строит массовые сцены. В отношении «Круговой поруки» и «Внутреннего рынка» можно говорить о полифоническом романе, родоначаль ником которого был Федор Михайлович. Критик Татьяна Рябини- на считает масловских героев-мужчин столь же страстными, как и у Достоевского, а «мечущийся, противоречивый, не находящий покоя» Митька-Футшток, как ей кажется, очень похож на Родиона Раскольникова. И все же наиболее отчетливо присутствие Достоевского ощу тимо в масловской книге исповедей и проповедей «На костре мо его греха», основанием для которой стал, безусловно, «Дневник писателя» Достоевского. Последняя книга?, кстати, по сию пору русскому читателю (даже просвещенному) почти неизвестна, за крыта от него. Даже несмотря на то, что, как мне представляется,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz