Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.
Несмиренный живописец 233 и долго, с паузами, чтобы и слушатели смогли, успели понять, почув ствовать, что происходит с лирическим героем стихотворения, ощу тить его боль. Для Маслова-то ситуация своя, знакомая. Невольно вспомнишь абрамовские «Две зимы и три лета», то, как Мишка Пряс- лин с их кормилицей Звездоней прощался... Классика! Да, за стихи Маслов многое мог простить. Может быть, даже все. Коля знал, конечно, об этом. Пользовался этой масловской слабо стью. Любопытно, что обоснование собственной беды он в пись мах опять-таки на стихах строит, пишет в одном из писем в феврале 1994-го: «На протяжении нескольких летя страдаю галлюцинация ми. Многие стихи написаны, вернее, списаны с них, кстати, «Звона ря зрачок» - описание галлюцинации. В последнее время к галлюцинациям, то есть, «видениям», до бавились и чисто слуховые. ...Прежде, читая Рубцова, я был уверен, что его лучшие стихи - плод многодневного труда над строкой, над образом. Теперь я уве рен в обратном. На определенном этапе каждый поэт болеет этой, «моей», болезнью. И все образы - оттуда, работа заключается лишь в том, чтобы суметь их выразить языком. Как и когда наступает это состояние? Легче всего войти в него, употребляя спиртное несколько дней подряд. Затем надо резко бросить. Приблизительно на третий день (это лично мои ощуще ния) наступает бессонница, сильные головные боли и т. д. Начина ешь спать через день. Раньше я мог входить в него и просто лишая себя сна...» Дальше автор размышляет о жизни-измождении - постом, бес сонницей, холодом, веригами, в результате которой, по мнению Колычева, человек становится «зрячим духовно». Нормальная такая теоретическая база. В оправдание пьянству, конечно, но, безусловно, имеющая право на жизнь. Продолжение там у Николая Владимировича замечательное о недавнем вояже за границу: «Поездка в Норвегию: регулярное питание, регулярный сон, режим выбили меня из колеи, и я только сейчас возвращаюсь к тому состоянию, в котором должен находиться...» Состояние, о котором идет речь, - разумеется, то, в котором можно писать. Речь, в общем-то, о так называемых пограничных, предельных состояниях, в которых и пишутся лучшие стихи. Но, если за стихи Колычеву многое прощалось, то за них же и доставалось порой крепко - почище, чем за житейские шкоды да проказы. Литература, в принципе, воспринималась Масловым, по читаема им была как нечто сакральное, святое. И за неподобающее,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz