Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

14 Дмитрий Коржов побежали все из деревни туда, где хоть немножко платят: на заво­ дах хоть немножко, но платили. На сенокос было некому ездить: там, где по восемьдесят человек до войны ездили, ехали трое. Это было жутко. И так до самой школы. Потом сено поставят, еще не доставили, а уже можно плавить, возили не на лошадях, а там, где можно - на карбасах, на лодках, стога громадные, и выплавляли их сюда, в деревню, очень небольшую часть вывозили на лошадях, а остальное носили беременями на плечах - берег не позволял, и это продолжалось, когда уже в школу пойдешь.» Писал сквозь слезы «За время учебы в 5-7 классах (после 4-го год пропустил, не учился) светлыми днями остались в памяти только каникулы да многие-многие прогулы: убегал домой. Домой - всегда пешком - 40 с гаком безлюдных километров, обратно - всегда ждал попутья, хоть до следующей субботы. В шестом классе за какую-то четверть вообще ни одной оценки поставлено не было, не учился: гуляла по Каменке скарлатина, вижу, куда, к скарлатинному, доктор идёт, сразу же следом - туда же. Доктор хватает за плечо: «На карантин!», а мне только того и надо: тут же на лыжи и - домой. ...Должен сказать, что стихов я знал на память довольно и очень разных ещё в школе, притом любил стихи, как и песни, «подлин­ нее». Уже тогда в голове хватало, чтобы читать, не повторяясь, от Каменки до Сёмжи, и песен, чтобы хватило на обратную дорогу, на возу. Высчитано было, что, читая Маяковского, добежишь до Сём­ жи почти на час скорее, чем читая Некрасова...» Это - из автобиографии Виталия Маслова, написанной при вступлении в Союз писателей, 31 декабря 1977 года. Рассказывал он мне про это - про то, как мерил расстояния между деревнями поэмами Маяковского и Есенина. О Некрасове, правда, разговора не было. А ведь реально пореактивней, поживее Владим Влади- мыч будет нежели Николай Алексеич. И поритмичней. Другое вре­ мя... В 19 веке люди (да и сама жизнь) были намного медленней, протяжнее. Эти люди и двигались иначе. Без торопливости излиш­ ней. Оно и хорошо. И то, и другое. И кажущаяся медлительность Некрасова, и плавная мелодичность Есенина, и стремительность Маяковского. Что же до Маслова, то это, конечно, фантастика! В глухой, за­ терянной далеко на Севере поморской деревеньке мальчишка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz