Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

Несмиренный живописец 129 Еще живые. Были. Тогда были. А сейчас - живые ли? Двадцать лет прошло... Живые. Пока... Вслед за Масловым, отметим для себя - стоит над Замезеньем радуга. Стоит. 3. «Ятоже в Сталине вижу гения.,.» Два поэта: вождь и протопоп То и дело в разных читательских и писательских кругах-аудито- риях возникает вопрос, кто Виталий Маслов был по взглядам, - по тем самым, крайним, баррикадно-политическим? Именно на рубе­ же семидесятых-восьмидесятых, в то время, о котором мы ведем речь, он определился с ними окончательно. Чаще всего приходится слышать и читать, что, дескать, Маслов был коммунист, ближе всего к ним находился, да и дружил со мно­ гими. Но как, простите, это стыкуется с тем, что перед нами воцер- ковленный православный христианин и славянофил? По крайней мере, в ту последнюю часть его жизни, что прошла рядом со мной, на моих глазах, он был именно таким. Конечно, изначально намешано в нем много было всякого (Помните, что говорит у Маслова старый учитель выпускникам? «Ничего не спешите выкидывать, ничего!» Вот он и не торопился.). Замес там крутой был, безусловно. Как и в его Сёмже родной, все не так однозначно, как порой кажется на первый взгляд, все на гра­ ни, у черты. Не всегда поймешь, где берег, а где море, и тот момент, когда вполне советский юноша, влюбленный в Маяковского со все­ ми его ста томами партийных книжек и Ленина, вдруг становится чужд идеалам юности, не очевиден. В самом начале, в пятидесятые-шестидесятые Маслов вроде бы примерный советский моряк, верный социалистическим иде­ алам, ее вождям и канонам. Это видно и по ранним стихам, в кото­ рых несколько стихотворений посвящены Ленину, включая даже небольшую поэму об одном из классиков коммунистической идеи, создателе первого в мире государства рабочих и крестьян. С те­ плотой огромной Маслов оЛенине пишет. Одно из стихотворений конца пятидесятых так и называется: «Ленин идет по каютам...», а другое - «Учебники» - о двух главных книгах на полке лирического героя, тех, в которых он ищет (и нахо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz