Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.
Несмиренный живописец 125 честием - скрытый грех - подводит итог Ермолаев. - Не говоря уже о том, что само поведение Жмаева (дважды вдовца, истово вроде бы верующего человека) в этой ситуации плохо сообразуется с нор мами православной духовности...» Да почему же так? А, если, ска жем, жен он своих любил, жил с ними в браке достойно и по совести, а с грехами своими (женолюбием, к примеру) боролся по мере сил? Жмаев человек страстный, несмиренный. Ему всегда хочется большего, хочется многого. Он действительно человек ненасыт ный - жил жадно: если отстаивать свои взгляды, то хоть на край све та мог уехать, в тьмутаракань заморскую, если замысливал дело, то такое, о котором молва потом по всей России шла (вспомним крест Аввакумов), и, если уж спорил, так взахлеб, без удержу. И Маслов ведь таким же был! Только вот жен у Жмаева было побольше... Маслов потому и споры миссионеров и старообрядцев с таким вниманием описывает, что важно для него не то, кто кого переу бедить в словесной этой дуэли. Другое! Люди! И в данном случае нельзя нам ярлычки развешивать: «правильные» - «не правиль ные», «наш» - «не наш». Все они - наши. И Маслов это понимал лучше многих. Земляки ведь его - от Печоры до Пинеги! Живые, настоящие, грамотные. Умеющие говорить и слушать. А где проис- ходит-то все? Не в Москве, не в Петербурге, даже не в Архангельске. В Семже! На краю земли, у предельной черты... Фантастическая ситуация, которую нам сейчас представить почти невозможно. Но ведь было, было. «В самые большие дома, на обширные здешние повети созыва ли миссионеры приверженцев Православия, раскладывали вдоль повети, посередине, на скамьях свои книги и приглашали «на бе седу» Жмаева - с его сторонниками и старопечатными книгами. Собиралось народу, с той стороны и другой, и на полу стоят, и на чурбаках, и на стульях вдоль стен, и на столах, и даже под крышей между стропил, - кто участник, а кому концерт». И здесь с Ермолаевым трудно не согласиться: «Нам с вами, жи вущим век спустя в мире ориентированном на безудержное потре бление материальных ценностей подобное внимание к духовным вопросам - назидание и память...». За Жмаевым в лихие годы, который при Советской власти, вроде бы отошел от церкви, или - сделал вид, что отошел, при ходили дважды. После первого ареста он вернулся - как пишет Маслов, Анисья «кинулась» за суженым своим - «отпросила», привезла обратно. Как тут не согласиться с писателем: «Все мог ли наши бабы, все! И хватки хватало, и независимости!». Хотя тут,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz