Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

Несмиренный живописец 125 честием - скрытый грех - подводит итог Ермолаев. - Не говоря уже о том, что само поведение Жмаева (дважды вдовца, истово вроде бы верующего человека) в этой ситуации плохо сообразуется с нор­ мами православной духовности...» Да почему же так? А, если, ска­ жем, жен он своих любил, жил с ними в браке достойно и по совести, а с грехами своими (женолюбием, к примеру) боролся по мере сил? Жмаев человек страстный, несмиренный. Ему всегда хочется большего, хочется многого. Он действительно человек ненасыт­ ный - жил жадно: если отстаивать свои взгляды, то хоть на край све­ та мог уехать, в тьмутаракань заморскую, если замысливал дело, то такое, о котором молва потом по всей России шла (вспомним крест Аввакумов), и, если уж спорил, так взахлеб, без удержу. И Маслов ведь таким же был! Только вот жен у Жмаева было побольше... Маслов потому и споры миссионеров и старообрядцев с таким вниманием описывает, что важно для него не то, кто кого переу­ бедить в словесной этой дуэли. Другое! Люди! И в данном случае нельзя нам ярлычки развешивать: «правильные» - «не правиль­ ные», «наш» - «не наш». Все они - наши. И Маслов это понимал лучше многих. Земляки ведь его - от Печоры до Пинеги! Живые, настоящие, грамотные. Умеющие говорить и слушать. А где проис- ходит-то все? Не в Москве, не в Петербурге, даже не в Архангельске. В Семже! На краю земли, у предельной черты... Фантастическая ситуация, которую нам сейчас представить почти невозможно. Но ведь было, было. «В самые большие дома, на обширные здешние повети созыва­ ли миссионеры приверженцев Православия, раскладывали вдоль повети, посередине, на скамьях свои книги и приглашали «на бе­ седу» Жмаева - с его сторонниками и старопечатными книгами. Собиралось народу, с той стороны и другой, и на полу стоят, и на чурбаках, и на стульях вдоль стен, и на столах, и даже под крышей между стропил, - кто участник, а кому концерт». И здесь с Ермолаевым трудно не согласиться: «Нам с вами, жи­ вущим век спустя в мире ориентированном на безудержное потре­ бление материальных ценностей подобное внимание к духовным вопросам - назидание и память...». За Жмаевым в лихие годы, который при Советской власти, вроде бы отошел от церкви, или - сделал вид, что отошел, при­ ходили дважды. После первого ареста он вернулся - как пишет Маслов, Анисья «кинулась» за суженым своим - «отпросила», привезла обратно. Как тут не согласиться с писателем: «Все мог­ ли наши бабы, все! И хватки хватало, и независимости!». Хотя тут,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz