Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

124 Дмитрий Коржов создание журнала «Церковь» (не в Архангельске - в Москве!). Так ведь и Маслова - тоже война, суровый бой ежечасный. Война за Семжу. За Дом памяти. За праздник Слова. За журнал «Север». За единение славян. Пока горит душо моя... Жмаев - горел. Сжигал себя. «Пока горит душа моя на костре моего греха...» Таков Маслов. Таков и Жмаев. Мощный. Яркий. Неуемный. Страстный. Несмиренный. И Маслов - такой, точь в точь. Или кто-то готов поспорить? С очевидным не поспоришь... Думаю, и сам писатель эту близость осознавал, пусть и не всегда, как факт, но - как ощущение, как чув­ ство соприродности, родства глубинного, коренного. Совершенно верно отмечает Дмитрий Ермолаев в очерке «Православие в творчестве и жизни Виталия Маслова», очерк лишь формально - об Анисье, фактически же - об Иване Жмаеве. Дмитрий рассказывает интересный эпизод, который поведал ему сам Маслов. По словам писателя, в первом варианте очерка была фраза: «Но я, собственно, не о Жмаеве, я - об Анисье». А на полях напро­ тив цензор написал: «Врет! О Жмаеве он, о Жмаеве». В итоговой ре­ дакции произведения этой фразы нет. Дальше, как мне представляется, Ермолаев напрасно упрека­ ет писателя в том, что тот «противопоставляет старообрядчество господствующему до революции православию, с большой симпа­ тией отзываясь о староверах и всячески подчёркивая лживость «никониан еретиков». Вот некоторые примеры: «Меньше этих вралей (православных миссионеров - Д. Е.) надо слушать и читать, - говорили по этому поводу в Сёмже, - потому что всё можно вывернуть наизнанку!..» «Вескостью, угодливые, вездесущие миссионеры». «Злые православные языки докладывали...». Но писатель ведь не веры противопоставляет, а - конкретных людей! Ну интереснее ему Жмаев - человечески, личностно ин­ тереснее, чем эти самые «бескостые» миссионеры. Те ведь и спо­ ры-то Жмаеву проигрывали именно поэтому, и дело тут не вовсе не в отличиях православия от старообрядчества, но в людях, что стоят за тем или иным учением. «Глаз смиренный, но ненасытный». То есть - за внешним благо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz