Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.
Несмиренный живописец 123 Ненасытный Жмаев Упоминает Маслов Жмаева и в очерке «Жить Семже или не жить?», написанном в 1967 году, но здесь сухо, подчас сугубо информативно, не проявляя отчетливо собственного отноше ния к персонажу. И, наконец, в повести «Еще живые», созданной в 1986-м, уже на другом жизненном и писательском витке. И, как человек, и как писатель, Маслов за эти годы стал другим. Измени лось и его отношение к Жмаеву. В «Еще живых» мы сталкиваемся с уже знакомым нам эпизо дом - лихим жмаевским «сватовством» к Анисье. Но тут он выгля дит несколько иначе. И Анисья здесь уже не вымышленная - Бакан, а реальная - Филатова. «Не идет Жмаев мимо Анисьиного двора - летит! Борода чуть- чуть курчаватая, не густая, но жесткая, глаз - смиренный, но нена сытный...» Чувствуете, насколько слог изменился - стал легким, быстрым, разворотливым? И строит автор фразу иначе, и слова находит го раздо более точные. Сразу чувствуешь руку мастера. И отношение кЖмаеву здесь сквозит иное. С восторгом ведь Маслов его описы вает, с любовью! И в двух-трех штрихах, черточках - портрет гото вый, объемный, выпуклый: «И увидел он Анисью во дворе и ныр нул с сугроба в ворота неузкие... По дороге летел, а к Анисье - на цыпочках! Хвать ее сзади под мышки игриво: - Иди ко мне! Домашничать! Как развернется Анисья да как со всего маху - помелом по роже бородатой: - В жёнки - пойду! Домашничать - нет! И явились сваты, ждать не заставили». Как ни крути, особое чувство звучит в этих строчках. Любовь звучит! А Жмаев-то каков! Решимость какая безоглядная, уверен ность в себе, в силе своей - силе убеждения и силе мужской. «И закрутилось! Будто пружину вЖмаеве отпустили неосторож но!» Ничто не напоминает. Так ведь и с Масловым было. Очевидно, что два этих человека не только сущностно, внутренне сопостави мы, но и по сделанному, по задачам, которые перед собой ставили и которые выполняли - по мере сил. Маслов вот описывает, как во евал Жмаев - за Аввакумов крест, за церковь старообрядческую, что стараниями главного старовера была в Семже обустроена, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz