Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

Несмиренный живописец 121 Это ереминское «пока живы» - тягостное страшное предчув­ ствие новых бед, которые еще предстоит пережить, предчувствие страшного нового времени, которым проникнут весь роман, и в ко­ торое выстоять, выжить, сохранив себя и родную страну, будет на­ много сложнее. 2 . Ещеживые Остаться незамеченным - в Семже? «Мне писать о моих земляках не скучно. ...И наплачешься над каждым - есть над чем, и возрадуешься - есть чему. И над каждым, в душу и в жизнь его вглядываясь, сам воскресаешь...» - так завер­ шает Маслов свою во многом итоговую книгу о земляках - «Еще живые». Она стала первой из опубликованных, где разговор идет уже не о Крутой Дресве, но о Семже - реальной, не придуманной. И люди, ее населяющие, действительно существовали. Среди них, кстати, и те, что стали прототипами художественной масловской прозы - уже с подлинными именами, документально переданны­ ми, без естественного для высокого искусства вымысла, судьбами. Впрочем, один персонаж книги нам и прежде, по другим вещам Маслова, был известен под своим настоящим именем. Иван Степа­ нович Жмаев. Проповедник старообрядческий, создатель церкви староверов в Семже. Именно с него начинается Дом памяти, исто­ рию создания которого рассказывает писатель в «Еще живых». Возможно, кому-то покажется неожиданным, но Жмаев вол­ новал Маслова всю жизнь - образ старообрядческого начетчика был интересен, тревожил, не давал покоя. Почему? Чем обязан он таким пристальным вниманием к себе (он упоминается в четырех произведениях писателя!)? Ответить непросто. Уж очень внешне далеки - безмерно. И все же - близки. Впервые мы встречаемся с ним в вещи, написанной Масловым в начале шестидесятых - неопубликованной повести о дорево­ люционной Семже - о ней мы уже говорили в главе о писке своей темы. Так вот в третьей части той рукописи мы и встречаемся впер­ вые со старообрядческим начетчиком Иваном Жмаевым. Тогдаш­ няя Семжа, как пишет Маслов в этой неоконченной работе, «кише­ ла ревнителями староверства и противниками его, съехавшимися со всего уезда от Печоры до Пинеги. В этой ватаге не то, что один,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz