Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

110 Дмитрий Коржов жизни неразрывно, укрепляя друг друга. Футшток, если помните, не горазд был говорить. А для решения масштабных, в том числе, мировоззренческих задач слово (не пустое, а рядом с настоящим, живым делом стоящее) необходимо непременно - как без него? Тут одной стрельбой по губителям природы да кишками на лопате ничего не решишь. И, как тут не согласиться с Олегом Масловым: да, не себя, конеч­ но, писал Виталий Семенович. Обычный, заурядный человек, обыва­ тель, в самом лучшем смысле этого опошленного слова, понимает и откликается именно на прямое, конкретное действие - то самое, которое не только увидеть можно, но испытать подчас - на собствен­ ной шкуре. Подлинный герой всегда прост до безобразия и столь же бесшабашен и горазд на всяческие шутки-фортели, как и Футшток. Он у всех на слуху и даже и в грехах своих близок и понятен людям, любим ими за это - драки, неуемное ухажерство, женщин, далеких и близких, кишки на лопате опять же. Любим за то, что он - один из многих, такой же, как мы, повторяю, близок, понятен. Мечты о чем- то большем - не для него. Не случайно ведь в «Проклятой памяти» не Футшток создает Дом Памяти, а другой человек. Дом Памяти его потрясает, трогает до глубины души, но не может стать для Митьки целью. Он, как мы убедились, персонаж прямого действия, очевид­ ного, рядом стоящего. Создатель Дома Памяти - человек, мыслящий объемно, взгляд его на жизнь связывает прошлое и настоящее с бес­ престанной думой о будущем. Мыслит он не на один, но на несколь­ ко ходов вперед. Футшток иной, иной... А, может, и надо было - тронуть! За Футштока «Круговой поруки» автору крепко досталось на одном из писательских совещаний от друга и коллеги, прозаика, которого высоколобые и склонные к упрощению всего и вся лите­ ратуроведы тоже привыкли записывать в стан деревенской прозы, Василия Белова. Вот, что читаем в отчете о том совещании: «Белов заострил внимание на нравственных просчетах произведения Виталия Маслова «Круговая порука». У героя этого романа Мить­ ки Футштока, по его мнению, облегченное отношение к убийству человека... Поскольку автор явно симпатизирует Митьке и спо­ койно повествует об этом, можно предположить, что в нем самом нравственные позиции героя активного протеста не вызывают...» (Белов, кстати, там в то же время и вступился за давнего товари­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz