Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

104 Дмитрий Коржов ное покупают закуску. Вот такие душевные пироги. Несколько преувеличил он, конечно, но не так, чтобы очень сильно. Но мы о другом. Прозаики без закуски вообще не пьют. Ну это ладно. Там другое. У прозаиков зачастую не просто закуска, но - хороший стол, «полный салфет», как говаривал другой мой литинститут- ский приятель. Но это особенности по большей части технические, внешние. Сущностные гораздо важнее, они-то все, как это водится на белом свете, и определяют. Проза менее божественна, меньше зависит от сиюминутного вдохновения и пришествия муз, но, вместе с тем, заметно основа­ тельней, мощней. Это земля. Земля, на которой можно стоять. Хо­ рошо стоять, крепко. Особенно на такой, как наша. Русской. Поэзия - воздух. Он порой пленителен, им можно дышать, на­ слаждаться. Но, сами понимаете, как опору его использовать труд­ но, дом на воздухе не построишь, да и сам не устоишь. Прозаику - в большей степени, чем поэту, нужна своя тема, своя земля. Чтоб было на чем стоять. Маслову она вроде бы была дана (дарована!) изначально, по рождению: Поморье, Мезень и Сёмжа. Все так, конечно. Но не так все просто. Это нам - таким ум­ ным и всезнающим, из нашего XXI века все очевидно и безусловно. Думаю, чуть теряясь перед всезнающими, что на рубеже пятидеся­ тых-шестидесятых века минувшего Маслову (еще ни разу не клас­ сику, а двадцатипятилетнему моряку и начинающему литератору) не так просто приходилось. У него ведь с 62-го «Ленин» уже был в биографии, и не просто строчка, но - судьба! Сказка, мечта, чудо XX века. «Пиши о ледоколах - и все будет!» - так, думаю, пели ему в уши - и тогда, и позже. Да и время на это указывало. «Пиши, пиши, пиши о ледоколах!» Если, конечно, хочешь быть в чести или, как сейчас говорят, в тренде. Но Маслов искал свой путь, свою колею, и плыл, как водится, не по течению, а поперек - так уж был устро­ ен - устроен и родителями, и природой, и Сёмжей его родимой, словом, всем поморским миром, к которому принадлежал и от ко­ торого не желал отказываться. Отказаться от родины - это ж пре­ дательство... Автор - поэт, критик, любой пытающийся писать человек, не нашедший свою землю, не может стать прозаиком. А попытки про­ зы для любого из тех, кто уже ощутил на себе власть слова, восторг и муку, с ним связанные, неизбежны, естественны. Все пробуют, не у всех выходит. При этом для хорошей прозы, как считал Маслов, необходима хорошая поэтическая школа. «Кто в юности стихов не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz