Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.
102 Дмитрий Коржов Из века в век поэзия и проза Смертельный бой ведут между собой. Вспомнилось (неизбежно) это очень любимое мной, класси ческое стихотворение Евгения Винокурова, когда писал о поэзии и прозе Виталия Маслова. Оно вроде бы не совсем к месту. А по мне, так напротив, очень даже к месту. В общем, получилось, нечто вроде эпиграфа. Как видим, проза очень быстро стала для Маслова главным жанром, стихи любил, до конца жизни любил, но считал их в опре деленном смысле подготовкой к прозе, чем-то вроде начальной школы, после которой можно и к прозе приступать. Наверное, это объяснимо. Очевидно, что в прозе он достиг высот, к которым в по эзии только подбирался, но... Мне кажется, что и стихи, и проза - части одного целого, прозаические его вещи стали продолжением начатого в стихах. Но проза, конечно, выше. Поэзия и проза. Это вечное противостояние - оно в каждом из нас живет. И я сейчас не только о писателях. И даже не в первую очередь о них. И о них. И о Маслове. Для него приоритет прозы был безусловен, абсолютен. Никогда не забуду, как он, прочитав пер вый мой рассказ, очень юношеский, очень светлый, без жесткого, четкого сюжета, на одной интонации построенный, сказал - очень убежденно, вкрадчиво, тщательно проговаривая каждое слово: - Ми-тя! Не пиши больше стихи. Пиши - прозу! И столько было в сказанном уверенности в собственной пра воте, что я даже засомневался тогда в своем поэтическом будущем. С другой стороны, эта уверенность была для Маслова обычна, поэ тому я все-таки ему тогда не поверил. А зря... Но сейчас не об этом. Мы о Маслове, для которого выбор этот - поэзия или проза - был в свое время не менее актуален и важен. Его выбор, в общем, предсказуем. Хотя в пятидесятые-шестидеся тые, когда все для Маслова-писателя начиналось, понятное дело, не настолько очевиден, как сейчас. Как бы ни было, его проза из начально была интересней стихотворных опытов, и он это, как мы уже не раз отмечали, понимал. Но дело, пожалуй, не только в этом. Проза сущностно, бытий- ственно иная. Проза пробует тебя на излом, на крепость, на зрелость. До нее нужно дорасти. Она забирает тебя целиком, всего, и ко мно гому обязывает. А поэзия - совершенный дар Божий. И, если этот дар есть, он с тобой всегда и везде, как жизнь, воздух, свободный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz