Коржов, Д. В. Несмиренный живописец : [роман-биография] / Дмитрий Коржов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2018. - 270, [1] с. : ил., портр., факс.

100 Дмитрий Коржов тор Викторович в одном из писем Виталию Маслову в мае 1990-го. Это - отголосок давнего-давнего их спора-не спора, но определен­ ного непонимания двух друзей и соратников. Еще в середине 80-х, в интервью «Комсомольцу Заполярья» Виктор Викторович, говоря о писателях-мурманчанах, заметил, что особые надежды он связывает с Виталием Масловым. И с некото­ рым укором к нашему земляку заявил, что, по его мнению, Мас­ лов сейчас занимается «крестьянским бытописательством», а он - Конецкий - ждет от него большой вещи на другую тему - романа о моряках атомного ледокольного флота. По мнению Конецкого Маслов - единственный, кто способен создать подобное произве­ дение, ведь ему - человеку, отработавшему на атомоходе «Ленин» около двадцати лет, атомоходская жизнь ведома изнутри - извест­ ны детали и подробности почти интимного свойства. Оставим на совести Виктора Викторовича пассаж о «крестьян­ ском бытописательстве» - то, о чем писал Маслов всю жизнь, что создало его как писателя, Конецкий, на мой взгляд, определил все же не совсем точно, и к тому же по-матросски резко - может быть, намеренно так сделал - чтобы задеть, подхлестнуть товарища. Как бы ни было, нельзя не согласиться с главной его мыслью. Действи­ тельно, Маслов - жизненно, судьбой самой был готов к созданию романа об атомном ледокольном флоте. И он его создал - роман «Искупление», о котором у нас разго­ вор еще впереди. Кстати, в конце все того же майского письма 1990-го Конецкий неожиданно уходит в сторону от литературных дел, пишет взволно­ ванно о тогдашнем состоянии атомного флота: «И как это а/хдо заба­ стовок доехали? Я решил, что без каких-то радиооблучений здесь не обошлось. Смешно было слушать по ТВ, что моряки, мол, на сильные сотрясения жалуются - объяснение для кур и петухов...» Но вернемся к рукописи книги «Болят ли у рыбы зубы?». Учел ли Виталий Маслов замечания, предъявленные Виктором Конец­ ким детскому сборнику? Безусловно! Мэтр в письме упоминает героев одного рассказа, который в окончательную редакцию не вошел. Так что, конечно, учел, но не все. Тот же упрек, высказан­ ный в конце письма, - насчет инверсий, точно нет. Для Маслова инверсия - излюбленный прием, характерная особенность всех его книг, не только детской. Использует он его мастерски - так, что подчас самое причудливое изменение порядка слов в предложе­ нии выглядит не просто совершенно уместным, но и помогает нам увидеть персонаж или ситуацию отчетливее, точнее. Это можно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz