Коржов, Д. В. Мурманцы : роман / Дмитрий Коржов. - Полярный : Опимах, 2008. - 159 с. : ил., портр. ; 22 см. - (Серия "Екатерининская гавань").

Глава 1. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА МУРМАН 13 * * * ...Несколько казарм из красного кирпича, где размещался Либав- ский учебный отряд подводного плавания, —они и по сей день сто­ ят в современной Лиепае, хоть давно уже нет Российской империи и хозяева здесь другие. Отряд подплава был создан здесь в 1906 году по инициативе Эдуарда Щенсновича. Контр-адмирал, в прошлом — командир броненосца «Ретвизан», он стал и первым начальни­ ком школы подводников, в состав которой вошли учебное судно «Хабаровск» и пять субмарин с рыбьими именами: «Белуга», «Ло­ сось», «Стерлядь», «Сиг» и «Пескарь». В тех самых красных казар­ мах размещались береговые классы. В военном порту для первой учебной базы подплава выстроили специальный бассейн, соединен­ ный с Либавским каналом, где могли разместиться двадцать под­ лодок, станции для пополнения запасов сжатого воздуха и подза­ рядки аккумуляторных батарей. Тут же —казармы для офицеров и экипажей подводных кораблей. И, в довершение ко всему, эллинг и док для ремонта лодок. Курс обучения —десять месяцев. Причем подводником мог стать лишь опытный, хлебнувший фунт морского лиха офицер —попасть в либавский отряд можно было лишь отходив три года на надвод­ ных кораблях. Кольцов оказался своего рода исключением —лишь пятнадцать месяцев отслужил он на броненосце «Цесаревич». Очень уж просился... Два его рапорта остались без ответа. Помог случай — кто-то из штабных, почти как анекдот («эка невидаль, Павел Павлович, офицер сам на ваши подводные галеры просит­ ся!»), рассказал об этой истории контр-адмиралу Левицкому, став­ шему после смерти Щенсновича начальником первой учебки рус­ ского подплава. И тот попросил за офицера —лично. — Что вы его волыните? —негодовал адмирал в отделе подвод­ ного плавания Главного морского штаба. —Не в штаб же он про­ сится, не в теплый кабинет! Офицер хочет быть подводником! Под воду просится, почти в бездну... Да такое стремление только при­ ветствовать надо, уважать. И —уважить... Приняв, к слову, во вни­ мание заслуги его отца. Так Алексей оказался здесь. Сначала, с ноября по март, их донимали теорией: матчасть суб­ марин плюс общенаучные предметы, кроме того —девиация, дви

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz