Коржов, Д. В. Колычев / Дмитрий Коржов ; [вступительная статья на 4-й с. обложки Виталия Маслова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 51 с. : ил., портр.

дием (памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию)». Кандалакша Николая Колычева - и это, должно быть, естественно —очень снежный город. Она всегда «в сугробах белых», здесь «вдоль дороги сосны клонят­ ся, снег удерживая лапами». Что ж, Кандалакша —го­ род северный, и еще не раз «вновь будет снег кружить над Кандалакшею», но это ещё и город у Белого моря, «приморский край», край парусный, где «бьют зверье несметное в лесах, И ловят семгу в полноводной Ниве, И высоко, в обитель облаков, взлетают плачи Севера России...» Строчки эти одновременно и точны, и сказоч­ ны —из северорусского мифа, неслучайно Россия риф­ муется с совсем уж сказочным Сирином, который «ле­ тит к истокам клюевскнх стихов...». О Мурманске он долгое время писал иначе, без той те­ плоты, что всегда ощутима в стихах, где встречается Кан­ далакша. Колычевский Мурманск в стихах 90-х —беспри­ ютный, лирический герой чувствует себя в нём потерянно: «Ах, Мурманск! Все пути туда ведут, Где ищет пятый угол ветер жуткий...» Совсем неслучайно одно из стихотворе­ ний, целиком выстроенных на мурманском материале, называется «Гостиница» (действие происходит в мурман­ ской гостинице «Арктика»), Ну не дома, не дома он, чужое место! Гнетущие лирического героя неустроенность и неу­ ют —главная тема, стержень этого стихотворения, каждой из его трех частей. Причем автор это всячески подчёрки­ вает, обращает на это внимание читателя: «Ты не волнуй­ ся за меня, жена, И даром никому я здесь не нужен». Как жёстко. И страшно. Некоторое кокетство, заключенное в этих словах, понимаешь в финальной части стихотво­ рения, когда в его пространстве вдруг возникает некая «одинокая женщина», к которой в эту ночь приходит наш герой. Впрочем, то, что ищет, он здесь не находит, «оди­ нокая женщина» не в силах помочь ему. Ведь хотелось-то ему «тепла, и не просто жилья, а приюта...» Повторюсь, Колычев человек земли —не города, по по­ вадкам и внутренней сути своей он—крестьянин. Житей­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz