Королева, И. М. Биосфера : [учебное пособие по дисциплинам "Общая экология", "Биоразнообразие", "Биогеография" для студентов направлений подготовки 022000.62 "Экология и природопользование" : 16+] / И. М. Королева ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Мурм. гос. техн. ун-т", Федер. гос. бюджет. учреждение науки Ин-т проблем пром. экологии Севера Кол. науч. центра Рос. акад. наук. - Мурманск : Издательство МГТУ, 2017. - 195 с. : ил., цв. ил., карты.

175 таких как Организация Объединенных Наций, межнациональные корпора­ ции и Всемирный совет церквей. Затем рассматривались цели, направлен­ ные на сохранение глобальной безопасности, и цели, связанные с исполь­ зованием энергии, пищи и ресурсов. Автор приходит к заключению, что мы можем достичь глобальных целей и солидарности всех народов мира и начало этому движению уже положено. Обсуждались и сравнивались проекты, проведенные совместно религиозными и научными группами, деловыми и научными группами и правительственной группой. Последующие доклады Римского клуба, опубликованные между 1978 и 1980 гг., посвящены важным составным частям глобальных проблем, например, проблеме переработки отходов (1987), использования энергии (1979), организации общества (1980) и достижению изобилия и благосо­ стояния (1980). Ключевой доклад был посвящен проблемам образования и назывался "Нет пределов обучению: наведение мостов через разделяю­ щую людей пропасть" (1980), в нем противопоставлялось то, что авторы назвали микро- и макрообучением. В большинстве случаев все усилия направлены на индивидуальное обучение, цель которого - сделать инди­ видуума знающим и разумным, это уровень микрообучения. Напротив, мало внимания уделяется коллективному (общественному) обучению, т. е. макрообучению. Как сделать, чтобы осведомленность о региональных и глобальных трудностях и их понимание стали доступны людям, которые мало или вовсе не учились в школе? Как научить общество в целом избе­ гать циклы взлетов и падений, энтропийную ловушку и другие опасности, понятные сейчас только немногим высокообразованным его представите­ лям? И самое важное, как сделать, чтобы общество было осведомленным об образе действий, соответствующем органическому росту? Ласло так оценивал общее действие докладов: "Главным образом благодаря усилиям Римского клуба быстро возросла международная осве­ домленность о мировой проблематике. Если продолжить аналогию с меди­ циной, то можно сказать, что Клуб первым перешел от. постановки диагно­ за (Медоуз, Месарович, Пестель) к предписанию определенных средств (Тинберген, Ласло и др.). Но не в укор героическим усилиям группы Ауре- лио Печчеи, в области терапии было достигнуто сравнительно мало. Клуб помог наметить путь, но мало сделал, чтобы возникло желание следовать по этому пути. Если верна пословица: "Где хотение, там и умение , то те­ лега оказалась впереди лошади".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz