Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.

У моря Белого студеного гибла третья часть защитников Мудьюга), комендоры утопили замки орудий и отступили. На помощь батарейцам адмирал Викорст послал хорошо воору­ женные, готовые к бою с эскадрой интервентов ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович», но в пути моряки получили его второй при­ каз: немедленно затопить суда для заграждения фарватера. Ледоколы легли на грунт. Только не там, где это было необходимо, а в стороне от фарватера. И тут сыграла свою роль рука затаившегося врага. Первого августа важнейший оборонительный рубеж Архангельска - остров Мудьюг был уже в руках интервентов. Дорога в столицу Бело- морья практически открыта... Когда матросы ледоколов доложили Со­ вету комиссаров флотилии о том, что фарватер не перекрыт, помощ­ ник главного комиссара флотилии К.И. Пронский приказал использо­ вать последнюю возможность - срочно вывести из Архангельска минный заградитель «Уссури» с группой подрывников на борту и пустить его ко дну на узком фарватере Северной Двины. Как свидетельствуют архивные данные, взорвать корабль не уда­ лось. Пироксилиновые шашки оказались набиты опилками. Матросы вынуждены были прибегнуть к испытанному способу - открыть кинг­ стоны. Но и эта акция не достигла цели. В суматохе того дня было не до математических расчетов. В результате вместо быстрого и эффек­ тивного затопления судна с открытием забортной воды началась его двухчасовая агония. За это время сильное течение развернуло судно, откинуло в сторону от фарватера, где оно и затонуло на глубине 6,5 сажени кормой к берегу, с сильным креном на левый борт и диф­ ферентом на нос. Так оно и лежит по сей день на Муравых поворотных створах входного фарватера Северной Двины». Однако вернемся на «Соломбалу». Экипаж понимает важность пер­ вого рейса. Если «Соломбала» выполнит план, то высокая зарплата гарантирована, а самое главное - капитан, моряки докажут, что они передовой траулер на флоте. На судне стало меньше суеты, переста­ новок, ругани. На пути к промыслу каждая вахта подсчитала, сколько 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz