Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.
У моря Белого студеного хранились мощные шпангоуты. Ведь на таких карбасах поморы со вершали двух-трехмесячные плавания по Белому и Баренцеву морям, доходили до Новой Земли. Использовались они для доставки грузов сплавом по течению в низовья Северной Двины, управляя длинными рулевыми веслами - гребями. Уколхозов самоходных судовтогда прак тически не было, и это у меня тоже осталось в памяти с детства. Жизнь моряка продолжается. Простояв сутки-другие на вахте в рыбном порту на Фактории, наш тральщик поставлен на отход в Ба ренцево море по «зеленой», что означало с краткосрочным заходом в порт Мурманск для пополнения запасов в портовом пункте Тюва-Губа Кольского залива и далее на Демидовскую банку, где зима была суро вой, в море неделями бушевали жестокие штормы. Мы видели, как суда приходили в порт, закованные в ледяные панцири. Затрудняли работу туманы и полярная ночь, лед сохранялся и на Двине - трауле ры шли по фарватеру, проложенному ледоколом. Поздним вечером «Соломбала» отошла от причала. Почему-то «от ходы» у моряков всегда случаются ночью. Нещадно дымя трубой, наш траулер входил в пролет Двинского моста. Это, пожалуй, самая опас ная часть фарватера. Капитан, пройдя остров Кего, удалился в свою каюту - видимо снова читать «английский»... На вахту встал старший помощник капитана, который поставил меня на руль, где я по-настояще- му узнал коварный характер северодвинского устья. Как-то довольно быстро прошли Чижовский рейд. На мостике снова капитан, подходим к острову Чаячий на Лапоминские створы, буй №6. Так он стал называть ся после Великой Отечественной войны, как рассказал мне старый ка питан, а до войны был буй «Уссури», по названию линейного заградите ля «Уссури», затопленного у входного фарватера Северной Двины. На нем третьим помощником капитана служил С.В. Гудин, будущий стар ший помощник капитана с легендарного парохода «Челюскин». Не могу не отвлечься и не рассказать о тех грозных днях в Архан гельске, и сегодня еще до конца неизученных или мало кому извест ных. Лучше, чем директор Музея северного мореплавания Ю. Колма- коров, не скажешь. Поэтому я передаю его рассказ: 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz