Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.

У моря Белого студеного В 1955 году судостроительный техникум был преобразован в мор­ ской рыбопромышленный и передан Министерству рыбного хозяйства СССР Техникум стал готовить командные кадры для рыбной промыш­ ленности. В 1963 году директором техникума был В.И.Перевозников, прекрасный преподаватель. Лекции его по судовым силовым установ­ кам (ССУ) были превосходны, как, впрочем, и по другим дисциплинам, которые он читал судомеханикам, сам в прошлом старший механик из плавсостава. В.И. Перевозников оставил у своих слушателей самые добрые вос­ поминания и как педагог, и как человек. Именно Перевозников «про­ бил», иначе не скажешь, военную стажировку для учащихся АМРТ в в/ч 25025 в центре Соломбалы в казармах флотского полуэкипажа*. Здесь прошли мы военную школу. Именно сюда осенью 1825 года по столичному тракту пешим порядком в Архангельск прибыл экипаж во главе с капитаном 1-го ранга М.П. Лазаревым и лейтенантом П.С. Нахи­ мовым - будущими прославленными русскими адмиралами. Нам по­ мнится этот обширный пустующий двор казарм, где в зимнее время стали заливать каток, на который с удовольствием ходили не только соломбальцы, но и горожане. На Военно-Морском флоте царил поря­ док и дисциплина, и мы этим были довольны, а особенно новой фор­ мой и лычками. Все же командиры... Приказом Минрыбхоза СССР техникум в 1978 году преобразовали в Мореходное училище (АМУ). Начальником этого учебного заведения, круп­ нейшего в рыбной отрасли, назначили уважаемого всеми преподавате­ лями и студентами Рогача Михаила Михайловича. Училище уже тогда имело более 100 лабораторий и кабинетов, оснащенных современным учебным оборудованием, тренажерами, компьютерами и различными тех­ ническими средствами. * В центральной части Соломбалы, на берегу Северной Двины, рядом с террито­ рией, где когда-то размещались эллинги первой государственной верфи России, до наших дней сохранилась, правда, в несколько измененном виде, одна из двух бывших казарм флотского полуэкипажа. С этими зданиями связано немало ярких страниц ис­ тории Архангельского порта. Это казармы военных моряков, гидрографов, исследо­ вателей арктических морей. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz