Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.

Первые мосты через океан сил меня в Государственный центральный музей современной исто­ рии России, что на Тверской, на выставку «Сальвадор Дали в Москве». Конечно, пошли всей семьей. Пожалуй, выставка даже больше, чем была в США. До этого мы могли видеть его работы только за границей, не считая нескольких листов, выставленных Альфа-банком, кажется, лет десять назад. В шести лучших залах музея развернута экспозиция произведе­ ний великого мастера. Впервые так полно представлены признанные исключительными в графическом искусстве XX века произведения Сальвадора Дали в области иллюстрирования шедевров мировой ли­ тературной классики. Овидий и Сервантес, Данте и Гете, Мериме и Лорка, Кэрролл и Рабле, Ремарк и Хемингуэй - лишь некоторые из тех, чьи произведения стали мотивом работ художника. Выставку дополняет серия редких фотографий, кинодокументов, автографов и литературных произведений. И вот теперь я хожу по залам, смотрю Дали на экране, можно не торопиться. Сбылось - можно прикоснуться буквально руками к лис­ там, которых касалась рука Мастера. На выставке было представлено около 500 листов графики - тушь, перо, акварель, тиражная графика - все что угодно, вплоть до рисова­ ния морскими ежами. Что такое графика в иерархии изобразительного искусства? Мало кто знает, кроме самих художников, как мне объясни­ ли они сами. Графика - это вершина мастерства и его показатель. Гра­ фика не дает права на ошибку - рука и глаз должны быть, простите за банальность, как у снайпера, как у хирурга. И хотя у графиков всегда руки грязные от типографской краски, часто изъеденные кислотами, да и беднее они значительно, чем живописцы (мало кто из богатых способен понять условность и силу чистой линии пера), и тем не ме­ нее графики в среде художников - это элита, настоящая элита богемы. Графика Дали - самого высокого качества по всем параметрам - мастерство техники, безбрежность фантазии, конъюнктура, выверен­ ная, кажется, математически. Так могли резать линию, говорит Макси­ мов, только несколько избранных - Рембрандт загадочный, немец Дюрер и, может быть, Павел Филонов. И все надо было открывать, как 473

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz