Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.

У моря Белого студеного гов. В конце 1970-х гг. и УПС «Георгий Ратманов», и УПС «Иван Меся­ цев» (по указанию начальника «Севрыбхолодфлота» М.И. Каргина) мне в качестве старшего помощника капитана резерва довелось под руко­ водством морского инспектора В.К. Попова отбуксировать на левый берег Кольского залива к поселку Три Ручья на обсушку. Их шпангоуты и стрингеры и сегодня можно наблюдать как памятник нашей бесхо­ зяйственности. Штурвал же с «Георгия Ратманова» и по сей день у меня на даче хранится как раритет, напоминающий об ушедшей юнос­ ти. В моем отчете за практику обозначено: Парусно-моторная шхуна «Запад», ее основные (построечные) размерения следующие: длина наибольшая - 50,8 м; высота борта - 4,04 м; ширина по миделю - 9 м; высота надводного борта - 0,535 м; водоизмещение - 525 т; грузоподъемность - 328 т; высота от киля до клотика грот-мачты - 3 7 , 5 м; скорость хода с двигателем - 10 миль/ч; общая площадь парусов - 850 м2; скорость хода под паруса­ ми при хорошем ветре -8 -1 0 миль/ч; экипаж - 14 человек. Почему-то считалось, что шхуна построена в счет репараций после Второй мировой войны, но это не так. Она сошла со стапелей судовер­ фи «Вяртсиля», г. Турку , Финляндия. Спуск на воду состоялся 26 сен­ тября 1949 года. Шхуна предназначалась для перевозки небольших партий грузов по портовым пунктам внутренних морей, имела два грузовых трюма. Серия состояла из 18 судов. Первоначально была приписана к порту Таллин. В 1951 году в связи с нехваткой тоннажа на Белом море судно передали Северному морскому пароходству. Перегонял шхуну с Бал­ тики в Архангельск капитан С.А. Ястребцев. Долгое время «Запад» ис­ пользовался для перевозки грузов и пассажиров в бассейне Белого моря. В 1954 году владельцем ее становится Архангельское мореход­ ное училище. Немало курсантов получило закалку и морскую выучку в парусной школе мужества на «Западе». Все они продолжили традиции север­ ных поморов, бороздя моря и океаны уже на современных судах и ко­ раблях. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz