Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.

В.Ф. КОРЕЛЬСКИЙ. Вселенная моря, или На волнах судьбы дьи с соленою рыбою» - так описывает Архангельский порт местный уроженец С.Ф. Огородников. В настоящее время в России, в частности в Карелии, благодаря содействию правительства, городской администрации и других органи­ заций, в том числе морского клуба «Полярный Одиссей» и Карельского морского историко-культурного центра, начало возрождаться традици­ онное деревянное судостроение и мореходство. И вот на борту уникаль­ ного судна «Святитель Николай» пожаловал в Москву Президент Рес­ публики Карелия Виктор Степанов. Его встретил у Каменного моста в центре столицы лидер Движения Поддержки Флота (ДПФ) М.П. Нена­ шев. Детище поморов произвело большое впечатление на москвичей. «Святитель Николай» был построен зимой 1990-1991 гг. в единствен­ ном экземпляре старейшим судовым плотником Николаем Карпиным. К сожалению, это судно стало последней работой 70-летнего мастера. Это единственная в мире реплика древнего корабля русских купцов Се­ веро-Западной России XIII—XVI вв. Поморы с берегов арктических морей, омывающих русский Север, создавшие этот тип торгового судна, называ­ ли их «лодья». Поморские купеческиелодьи долгое время являлись един­ ственными судами, способными поддерживать торговые связи русских со странами Северной Европы через Арктические моря Скандинавского по­ луострова и Балтийского моря. В Европе появление лодий вызвало сен­ сацию. Они сразу получили название «Русский ледовый трейдер» за уди­ вительную способность к плаванию в высоких широтах. Конец эпохи лодий был трагичен: молодой царь Петр I, вернув­ шись из поездки в Европу, приказал сжечь все лодьи поморских купцов и запретил их дальнейшее строительство. С этого времени русское судостроение пошло по европейскому пути развития. Почему так случилось, как вы думаете? И что же, после этого по­ моры не ходили на Шпицберген (Грумант)? Думаю, это не так. И на Грумант ходили, только суда стали строить на европейский манер, как в Вавчуге, где мы побывали, и на стапелях Соломбалы. Во всяком случае в исторических книгах Колы наверняка что-ни­ будь осталось. Все никак не доберусь. Классическая поморская купе­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz