Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.
В.Ф. КОРЕЛЬСКИЙ. Вселенная моря, или На волнах судьбы дьи с соленою рыбою» - так описывает Архангельский порт местный уроженец С.Ф. Огородников. В настоящее время в России, в частности в Карелии, благодаря содействию правительства, городской администрации и других органи заций, в том числе морского клуба «Полярный Одиссей» и Карельского морского историко-культурного центра, начало возрождаться традици онное деревянное судостроение и мореходство. И вот на борту уникаль ного судна «Святитель Николай» пожаловал в Москву Президент Рес публики Карелия Виктор Степанов. Его встретил у Каменного моста в центре столицы лидер Движения Поддержки Флота (ДПФ) М.П. Нена шев. Детище поморов произвело большое впечатление на москвичей. «Святитель Николай» был построен зимой 1990-1991 гг. в единствен ном экземпляре старейшим судовым плотником Николаем Карпиным. К сожалению, это судно стало последней работой 70-летнего мастера. Это единственная в мире реплика древнего корабля русских купцов Се веро-Западной России XIII—XVI вв. Поморы с берегов арктических морей, омывающих русский Север, создавшие этот тип торгового судна, называ ли их «лодья». Поморские купеческиелодьи долгое время являлись един ственными судами, способными поддерживать торговые связи русских со странами Северной Европы через Арктические моря Скандинавского по луострова и Балтийского моря. В Европе появление лодий вызвало сен сацию. Они сразу получили название «Русский ледовый трейдер» за уди вительную способность к плаванию в высоких широтах. Конец эпохи лодий был трагичен: молодой царь Петр I, вернув шись из поездки в Европу, приказал сжечь все лодьи поморских купцов и запретил их дальнейшее строительство. С этого времени русское судостроение пошло по европейскому пути развития. Почему так случилось, как вы думаете? И что же, после этого по моры не ходили на Шпицберген (Грумант)? Думаю, это не так. И на Грумант ходили, только суда стали строить на европейский манер, как в Вавчуге, где мы побывали, и на стапелях Соломбалы. Во всяком случае в исторических книгах Колы наверняка что-ни будь осталось. Все никак не доберусь. Классическая поморская купе 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz