Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.

В.Ф. КОРЕЛЬСКИЙ. Вселенная моря, или На волнах судьбы калка. Я первый раз в жизни стал к штурвалу и управлял судном. Сто­ ял на вахте. Судно идет быстро, и мне доверены судьбы многих лю­ дей... Скоро, совсем скоро пойдем по бревенчатым мостовым Архан­ гельска, продубленных ветрами всех широт мореходов и немногослов­ ных неулыбчивых зверобоев, быть может только вчера вернувшихся в многолюдный город с морей. Завтра праздник, и в порту множество торговых и рыболовных су­ дов с флагами почти всех стран мира. Такой вот он Архангельск! Мы ошвартованы вторым бортом у старенького парохода «Сочи», наш па­ русник на солнце - горят огнем его ванты и реи. Мы все молодые, хо­ чется порезвиться, на шхуне это непозволительно, поэтому кто-то про­ ник в кочегарку, кто-то пробрался в грузовой трюм этого старенького парохода, а мы с Федором Ошонковым забрались на пеленгаторную палубу, поудобнее устроились, наблюдаем за облаками и в мыслях уносимся далеко, еще дальше строящегося железнодорожного моста через Двину, по которому мы с моим земляком Вячеславом Евдокимо­ вым дней 10 назад кое-как, а где и ползком по шатким доскам на голо­ вокружительной высоте перебирались на левый берег, на Бакарицу. Впрочем и нужды-то никакой не было, просто хотелось доказать свою смелость... И «Сочи» в наших головах - это большой эфемерный транс­ порт, на котором мы пересекаем Атлантику, идем в Америку к ненави­ стным «янки», обижающим остров Свободы, далее через Панамский канал, Чили, Перу - уже невозможно представить... все несбыточная мечта. В последующем я узнал об этом «судне-дедушке»: это был ле­ совоз на угле, построенный в 1919 году, поступил в СМП в счет репара­ ции и был принят в Щецине в 1945 году от германского флота. Походил он по Америке, исколесил всю Балтику, пожалуй, побольше, чем те «либерти», на которых мне потом пришлось побывать. Ранее я считал, что эти суда были водоизмещением по 3 тыс. т, а оказалось наполовину меньше. Летом «Сочи» работал в северных морях, не далее острова Диксон (была такая форма классификации у Регистра СССР). На зиму вставал на европейскую линию. Судно име­ ло два грузовых трюма спереди и сзади. По одной грузовой стреле на 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz