Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.
Столичные университеты вать с иноземным. Тогда-то и задумали вавчужские купцы Бажени- ны, владевшие семидесятью полевыми и сенокосными участками, двумя мукомольными мельницами, скопившие солидный капитал на продаже хлеба, вина, заняться строительством кораблей. Первым делом возвели в родовом поместье, расположенном на против Холмогор, в 80 км от Архангельска вверх по течению Север ной Двины, водяную пильную мельницу. Построили они ее при под держке крестьян из окрестных деревень. Весть о новом лесопиль ном производстве в Вавчуге докатилась до столицы, и Петр I, буду чи в Архангельске, заглянул к Бажениным посмотреть «заморскую диковинку». Это был небольшой двухрамный заводик, на котором пилили доски. Государю расторопность и купеческая смекалка при шлись по душе. Он похвалил купцов и дал добро на пиление корабель ного леса. Вскоре расчетливые и хваткие Баженины написали царю челобитную с просьбой разрешить строить в «нашей вотчинишке у пильной мельницы корабли против заморского образца для отправки на них в иные страны тертых досок». Не каждому купцу даровал царь такое право. Но, уверовавший в таланты холмогорцев, разре шил «корабли и яхты строить иноземцами и русскими мастерами по вольным наймом». Те мешкать не стали. За два года построили верфь, рядом парусный завод, несколько кузниц. На озере, располо женном прямо под деревней, насыпали несколько длинныхровных гряд, называемых сейчас гривами, на которых работные люди вили ве ревки и канаты. За короткий срок на шести десятинах было созда но многопрофильное судостроительное производство. Весной 1702 г. Баженины спустили на воду первые два фрегата «европейского образца»: «СвятойДух» и «Курьер». На торжествен ную церемонию пожаловал сам Петр Алексеевич. Обрадованный ус пехом Бажениных, сообщает историк Николай Коньков, царь лично описал в письме Ф.М. Апраксину момент спуска. В Вавчуге Петр I провел несколько дней. Вавчужские суда строились из беломорской сосны, были «годны, крепки и сильны». Выделывали их умельцы крестьяне, которые зи мой работали на верфи, а летом - на своих деревенских пахотных и 229
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz