Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.

Столичные университеты вать с иноземным. Тогда-то и задумали вавчужские купцы Бажени- ны, владевшие семидесятью полевыми и сенокосными участками, двумя мукомольными мельницами, скопившие солидный капитал на продаже хлеба, вина, заняться строительством кораблей. Первым делом возвели в родовом поместье, расположенном на­ против Холмогор, в 80 км от Архангельска вверх по течению Север­ ной Двины, водяную пильную мельницу. Построили они ее при под­ держке крестьян из окрестных деревень. Весть о новом лесопиль­ ном производстве в Вавчуге докатилась до столицы, и Петр I, буду­ чи в Архангельске, заглянул к Бажениным посмотреть «заморскую диковинку». Это был небольшой двухрамный заводик, на котором пилили доски. Государю расторопность и купеческая смекалка при­ шлись по душе. Он похвалил купцов и дал добро на пиление корабель­ ного леса. Вскоре расчетливые и хваткие Баженины написали царю челобитную с просьбой разрешить строить в «нашей вотчинишке у пильной мельницы корабли против заморского образца для отправки на них в иные страны тертых досок». Не каждому купцу даровал царь такое право. Но, уверовавший в таланты холмогорцев, разре­ шил «корабли и яхты строить иноземцами и русскими мастерами по вольным наймом». Те мешкать не стали. За два года построили верфь, рядом парусный завод, несколько кузниц. На озере, располо­ женном прямо под деревней, насыпали несколько длинныхровных гряд, называемых сейчас гривами, на которых работные люди вили ве­ ревки и канаты. За короткий срок на шести десятинах было созда­ но многопрофильное судостроительное производство. Весной 1702 г. Баженины спустили на воду первые два фрегата «европейского образца»: «СвятойДух» и «Курьер». На торжествен­ ную церемонию пожаловал сам Петр Алексеевич. Обрадованный ус­ пехом Бажениных, сообщает историк Николай Коньков, царь лично описал в письме Ф.М. Апраксину момент спуска. В Вавчуге Петр I провел несколько дней. Вавчужские суда строились из беломорской сосны, были «годны, крепки и сильны». Выделывали их умельцы крестьяне, которые зи­ мой работали на верфи, а летом - на своих деревенских пахотных и 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz